Тайные писания первых христиан 2/3

Источник: «Наука и религия», №2, 1980 год. Автор: И.С. Свенцицкая.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ


ЕВАНГЕЛИЕ ФОМЫ

Среди хенобоскионских рукописей было найдено также Евангелие Фомы. Это – второе евангелие, приписываемое апостолу Фоме, хотя ничего общего они между собой не имеют и ни одно из них церковь не признаёт священным.

Подробнее: Тайные писания первых христиан 2/3

 

Тайные писания первых христиан 1/3

Продолжаю потрошить старые номера журнала «Наука и религия». На этот раз статья в трёх частях о т.н. апокрифах – неканонических христианских евангелиях/писаниях. Насколько всем известно, официальная биография И.И. Христа сильно вылизана и стерилизована, ну прямо как у наших чиновников! Так что, почитать то, как в стародавние времена описывали «засекреченый» период жизни Христа между 12 и 33 годами его жизни мне было интересно. Так же описана биография его матери, обсуждается непорочность и пр. «неудобные» вещи.

Источник: «Наука и религия», №1, 1980 год. Автор: И.С. Свенцицкая, д.и.н.

Подробнее: Тайные писания первых христиан 1/3

 

«Крещение Руси»: факты против легенд 3/3

«Процесс, растянувшийся на столетия».

Источник: «Наука и религия», № 4, 1984 год. Автор: Н. Гордиенко, д.ф.н.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

О начальном периоде «крещения Руси» известно очень мало. Сведения, сообщаемые летописями и другими литературными памятниками, не только скудны, но и противоречивы. Глухо упоминают об этом событии византийские, арабские и армянские источники.

Подробнее: «Крещение Руси»: факты против легенд 3/3

 

«Крещение Руси»: факты против легенд 2/3

«Промысел божий или социальная обусловленность?»

Источник: «Наука и религия», № 2, 1984 год. Автор: Н. Гордиенко, д.ф.н.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Одна из особенностей религиозного сознания – ориентация на принцип провиденциализма, усматривающего во всех природных и социальных явлениях действие промысла божьего (провидения). Следуя этому принципу, верующий видит эпохальное, непреходящее значение лишь в тех исторических событиях, которые он воспринимает как предопределенные свыше и реализуемые при содействии сверхъестественных сил. Отсюда стремление религиозного человека доказывать себе и другим «промыслительность» такого важного для него явления, как возникновение и утверждение исповедуемой им религии.

Подробнее: «Крещение Руси»: факты против легенд 2/3

 

«Крещение Руси»: факты против легенд 1/3

«Духовная культура Руси до введения христианства».

Источник: «Наука и религия», № 1, 1984 год. Автор: Н. Гордиенко, д.ф.н.

Ни один вопрос не обсуждается современными православными богословами и церковными проповедниками так активно и с таким явно выраженным полемическим запалом, как проблема взаимосвязи религии и культуры. Цель обсуждения более чем конкретна: убедить советских людей, интересующихся различными аспектами социального прогресса, в том, что религия – первооснова культуры, её глубинный стимулятор, а православие – главный фактор возникновения, становления и развития культуры русского народа. Именно православие, уверяет своих читателей русская эмигрантская печать, определило исторический путь России, её «духовное бытие, т.е. культуру» (журнал «Православная Русь», 1980, №1, стр. 2).

Подробнее: «Крещение Руси»: факты против легенд 1/3

 

Как и когда крестили новгородцев

Источник: «Наука и религия», №11, 1983 год. Автор: В.Янин.

988 год наметен как дата крещения Руси. В конце 80-х годов X века нашей эры киевский князь Владимир принял христианство в византийской его форме в качестве официальной государственной религии. Событие это имело существенное значение для становления и развития феодального Киевского государства и, следовательно, для всей дальнейшей истории нашей Родины.

Подробнее: Как и когда крестили новгородцев

 

Трактат, написанный на корабле 2/2

Источник: Наука и религия, №7, 1978 год.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Чем больше достоинств находим мы в «Слове об идолах», тем важнее для нас определить время написания трактата.

Все дошедшие до нас списки – поздние. Самым надежным и, по всей вероятности, наиболее близким к оригиналу является Новгородский Софийский XV века, самым кратким (но содержащим иногда более полные фразы) – Паисиевский XIV–XV веков, а наиболее дополненным позднейшими сведениями – Чудовский XVI века. Ни один из них не даёт прямых указаний на дату написания «Слова». Различные исследователи этого произведения расходились в датировке на несколько веков – от XI до XIV. Попытаемся собрать воедино все приметы времени и авторства, содержащиеся в самом «Слове».

Подробнее: Трактат, написанный на корабле 2/2

 

Трактат, написанный на корабле 1/2

Б.А.РыбаковИсточник: Наука и религия, №6, 1978 год.

Академику Борису Александровичу Рыбакову исполняется 70 лет. Видный историк, археолог, директор Института археологии Академии наук СССР, член многих зарубежных научных обществ известен каждому, кто интересуется социально-экономической и политической историей восточных славян и Древней Руси. В 1976 году он удостоен Ленинской премии за цикл работ по истории русской культуры X-XVI веков, опубликованных в 1963-1974 годах. Ремесло и культура наших предков, метрология, хронология, летописание, народный эпос в их зарождении и развитии рассмотрены, обобщены в трудах академика Б. А. Рыбакова.

Подробнее: Трактат, написанный на корабле 1/2

 

Чудесный пейот и волшебные грибы

Две небольших заметки про «вещества» за авторством М.Касперавичюса из журнала «Наука и религия». Про пейот – из №3 за 1973, про грибы – из №6 за 1980 год. Немного украсил фотками из Интернета.

Подробнее: Чудесный пейот и волшебные грибы

 

Антипоповские пословицы и поговорки

Материал взял из книги «Без бога шире дорога», 1961 год. В связи с тотальной клерикализацией рекомендуется к ежедневному применению в профилактических целях.


Для попа темнота народа – источник дохода (русская).

Поп да бог – пока разум плох, а с ясным умом и без них проживем (русская).

Без попа в нашу пору пошла жизнь в гору (русская).

Не ступай на тропу, что ведет к попу (русская).

Подробнее: Антипоповские пословицы и поговорки