Мои музыкальные проекты

 

   Ищу дистрибьюторов для распространения CD  

 

А.В. Амфитеатров. Предисловие к роману «Жар-Цвет»

Нашёл в электронном виде издание 1910 года романа «Жар-Цвет» с интересным предисловием автора. Напоминаю, что моё впечатление о романе и небольшую заметку об Амфитеатрове можно прочитать по ссылке. Обратите внимание на список литературы, используемый Александром Валентиновичем, кто знает, может и вам что пригодится ;-)


Фантастический роман, подписанный моим именем, должен удивить многих моих читателей, привыкших видеть во мне постоянного и убеждённого позитивиста, зачеркнувшего для себя все системы дуалистического мировоззрения, как бы они ни определялись. Поэтому расскажу историю этого романа. Она не сосем обыкновенна. В начале девяностых годов я усердно занимался фольклором и историей религий. Изучение славяно-германской мифологии увлекло меня. У меня родилась мысль написать исторический роман, - в том роде, как впоследствии стал писать о сибирских инородцах талантливый г. Тан, - с действием, проходящим на фоне первобытной славянской культуры. Центром романа должны были явиться легенды о «цветке жизни», сверкающей тайне молниеносного папоротника, почему и называться роман должен был «Жар-Цвет». Под этим названием я обещал его журналу «Север», который и включил его в своё подписное объявление на 1895 год. Обещать-то я обещал, а писать-то не писал. Было некогда, и начало романа всё откладывалось со дня на день. Журнал, между тем перешёл в другие руки, и, с приближением к концу года, молодая новая издательница стала меня поторапливать. А я всё ленился и тянул. К рождественскому № «Севера» она попросила меня дать святочный рассказ. В угрызениях совести за промедление с романом, я написал рассказ большой и престрашный. Назывался он «Пузыри земли». Каково же было моё изумление и авторский ужас, когда, раскрыв затем очередной номер «Севера», я нашёл в нём «Пузырей земли», как скромный подзаголовок, а над ними красовался жирный заголовок: «Жар-Цвет. Фантастический роман. Глава первая». Случай или невинное лукавство издательницы сыграли со мной шутку эту, но меня она поставила истинно уж в фантастическое положение: тема «Пузырей земли» отстояла от темы предполагаемого «Жар-Цвета» на тысячу лет и верст, и, как их сблизить и укоротить внезапно возникшую предо мной дистанцию огромного размера, -  стояло предо мной весьма насмешливой задачей. О первобытном славянстве, конечно, больше нечего было и думать, но необходимо было оправдать заглавие «Жар-Цвет», с котоым, кроме того, я, откровенно сказать, неохотно расстался бы, потому что красота яркого сочетания, говорящего так коротко и много о тепле и свете, мне очень нравилась и теперь нравится. Тогда я решил оставить центром романа миф о «цветке жизни», но перенести его в современную обстановку и, вращая действие вокруг его иллюзий, развить кое-какие полемические взгляды относительно медиумических явлений, насчёт которых я измладу был и остаюсь скептиком, коснуться некоторых вопросов атомистического мировоззрения, сильно меня интересовавшего, а попутно рассказать несколько красивых легенд, накопленных мною в занятиях фольклором или сочинённых под их впечатлением, осветить кое какие тёмные и полузабытые верования, пережитки доисторических эпох, и дать широкую картину нервного и психического недуга, возникшего на их мистической почве. Мало-помалу, работа и чтение к ней увлекли меня, и, в результате, вырос вот этот роман. В исполнении его, намеченная программа в некоторых частях своих сократилась, в других же, наоборот, выросла и расширилась против моего ожидания и даже хотения, но, в общем, она прошла по предположенной руководящей нити.

Мне пришлось, в своё время, прочитать, в пособие к «Жар-Цвету», довольно много книг. Быть может, лучшим способом предупредить читателя о характере моего романа будет указать списаок сочинений, которыми я пользовался, и метод, как и для чего я ими пользовался. В последнем отношении надо разделить их на две категории:

1)    Пособия для части логически-изъяснительной.

2)    Источники для части легендарной и казуистической.

В первой категории наиболее важную опору и помощь давали мне сочинения:

Тейлор. Первобытная культура

Мори. Сон и сновидения

Тэн. Об уме и познании

Винслов. Болезни мозга.

Тиссо. Нервные болзни.

Крафт Эбинг. Судебная психопатология

Бутлеров. Статьи по медиумизму

Михайловский. Патологическая магия

Maury. La Magie et l’astrologie dans l’antiquite

Morin. Du Magnetisme et des sciences occultes

Louis Figuier. L'AlchimieetlesAlchimistes

Schopenhauer. Versuch ueber das Giestersehn und was damit zussammenhaengt

Derselbe. Animalischer Magnetismus und Magie

Calmeil. De la Folie, consideree sous le point de vue patologique, philosophique ete 2 tomes.

И мн. др.

Характер вышеисчисленных сочинений определяет собой точку зрения, с которой я гляжу на феномены, так или иначе отражённые и упомянутые в романе. Что касается последних, вот краткий список мистических и спиритуалистических трудов, откуда я черпал легендарный материал.

Eliphas Levi. Histore la Magie

РобертделОуэн. Спорная область между двумя мирами.

De Mirvillе. Pneumatologie. Des Esprits et de leurs Manifestations diverses.

Christian. Histoire de la Magie.

Petrus Thyraeus Novesiens. Loca infesta. Lugduni. 1599.

Jean Wier. Histoires, Disputes et Discours des illusions et impostures des diables. P. 1885. 2 v.

Nicolai Remigii. Daemonolatreiai libri tres. Coloniae Agrippinae. 1596.

I. Bodin Angevin. La Demonomanie des sorciers. Rouen. 1604.

Cougenot des Mousseaux. Moeurs et pratiques des demons. P. 1854.

Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу.

Eliphas Levi. La Clef des Grands Mysteres.

Записки Бенвенуто Челлинн.

И мн. др.

После напечатания романа «Жар-Цвет» в «Севере» я несколько раз возвращался к разным частям его, перерабатывая их, многое уничтожил, кое-какие легенды вставил и диалоги прибавил. Поэтому в настоящем издании романа читатель стретит, в составе «Жар-Цвета»: 1) основной роман 1895 года, 2) этюды и легенды к нему, печатавшиеся между 1887 и 1901 годами под заглавиями: «Враг», «Киммерийская болезнь», «Золотая планета», «Дубовичи», «Польская легенда о Христе в Браилове», «Он», «Белый охотник», «Сон в Крещенскую ночь», «История одного сумасшествия», «Воздухоплаватель», «Статуя сна» и т.д. Из легенд некоторые входили в сборник мой «Красивые сказки», издание которого разошлось и повторено не будет. Так как сборник «Красивые сказки» было мной посвящен дорогому старому вечно юному другу и товарищу моему, Василию Ивановичу Невировичу-Данченко, то позволяю себе перенести это искреннее посвящение талантливому писателю и прекраснейшему человеку на «Жар-Цвет».

Александр Амфитеатров

1910. V. 31.

Cavi di Lavagna.






www.etheroneph.com

Facebook

ВКонтакте