Поэт, учёный, изобретатель


Источник: журнал «Наука и жизнь», №3, 1967 год. Автор: Владимир Немцов.

Предлагая вниманию читателей главу из моей новой книги «Параллели сходятся», хочу кратко рассказать, что собой представляет эта книга. Она не похожа на мои предыдущие работы в жанре научной фантастики, не похожа на книги, посвящённые проблемам воспитания («Волнения, радости, надежды», «Трудный разговор», «Гордая совесть»). Это автобиографическая повесть. Может быть, я осмелился предложить читателю весьма субъективное повествование о своём жизненном пути лишь потому, что встречался с выдающимися деятелями советской культуры, оставившими глубокий след в моей памяти и в сердце. Назову лишь четыре имени: В. Маяковский, А. Гастев, Р. Эйдеман, академик В. Шулейкин. Люди разных профессий. Как я мог с ними встречаться? Видимо, потому состоялись эти встречи, что я прожил жизнь в постоянных поисках своего творческого пути, что во многом характерно для людей целого поколения – тех, кто жил в необыкновенное время двадцатых-тридцатых годов.

Подробнее: Поэт, учёный, изобретатель

 

Вечность и бесконечность

Источник: журнал «Знание – сила», №6, 1973 год. Автор: В. Комаров

Должно быть, многим знакома средневековая картина: монах, добравшийся до края мира, пробил ограничивающий его хрустальный свод и выглянул «наружу». И увидел замысловатые механизмы, с помощью которых приводятся в движение небесные светила... Что значит этот рисунок? Действительные наивные представления о «конструкции мира» или замаскированную издёвку художника над официальной тогдашней концепцией его конечности?

Как бесконечно неисчерпаем материальный мир, так неисчерпаем и вопрос о его геометрии, в том числе и самом понятии «бесконечность мира». Всё новые и новые, иногда весьма неожиданные стороны этой проблемы открываются перед нами...

Подробнее: Вечность и бесконечность

 

Природа не терпит однообразия

Источник: журнал «Знание сила», №5, 1969 год.

Академик АН ЭстССР отвечает на вопросы нашего корреспондента. Интервью с комментариями и размышлениями.

Во втором номере нашего журнала за 1968 год была опубликована статья «Геометрия Вселенной», где, в частности, рассказывалось о некоторых оригинальных идеях советского учёного Г. И. Наана.

Статья вызвала живой интерес читателей, и мы решили продолжить разговор на эту тему. В №12 за прошлый год был опубликован обзор писем с ответами на некоторые вопросы. С другими вопросами мы решили обратиться к самому учёному.

Сегодня мы публикуем беседу нашего корреспондента с академиком Г. И. Нааном.

Подробнее: Природа не терпит однообразия

 

Геометрия Вселенной. Обзор писем

Источник: журнал «Знание – сила», №12, 1968 год.

В редакцию пришло много писем. Больше чем обычно. Это – отклики на статью В. Комарова «Геометрия Вселенной», помещённую во втором номере нашего журнала за 1968 год.

Разумеется, мы рады письмам. Это, если можно так выразиться, «обратная связь», которая должна существовать между журналом и его читателями и без которой он не может нормально функционировать.

Но это лишь одна сторона дела. Необходима и, так сказать, вторичная «обратная связь» между читателями и журналом. Вот что пишет в редакцию О. Г. Лебединская из г. Ташкента.

Подробнее: Геометрия Вселенной. Обзор писем

 

Парадоксы познания

Источник: журнал «Наука и техника», №10, 1974 г. Автор:  Валерий Марков, кандидат философских наук.

Наиболее непостижимая вещь в мире заключается в том, что мир постижим.

А. Эйнштейн

 

Назовите самую парадоксальную вещь на свете! Уверен, что многие читатели в ответ на такое предложение сумели бы назвать не один парадокс. Однако самые парадоксальные вещи открываются нам не в предметном мире, а в процессе познания. Весь процесс познания насквозь парадоксален: новые открытия не укладываются в рамки старых представлений, никто не может дать готовых рецептов для достижения новых результатов, хотя открытия следуют одно за другим, и т. д. Вообще в науке самое интересное, может быть, состоит не в том, что было открыто, а в том, как эти открытия были сделаны, какими путями учёные пришли к ним.

Подробнее: Парадоксы познания

 

Метафизика Скрябина

Эту статью я написал очень давно для одного журнала, и она основывалась (если я правильно помню) на моей же выложенной статье о Скрябине. Но прошло уже восемь (!) лет, а тот журнал так и не вышел, поэтому дальше ждать я смысла не вижу (оцените уровень моего терпения). Подробностей написания уже не помню, поэтому сейчас бегло прочитал, расставил ссылки и выкладываю как есть.

Подробнее: Метафизика Скрябина

 

Геометрия Вселенной

Источник: журнал «Знание – сила», №2, 1968 год. Автор: В. Комаров

 

БЕСКОНЕЧНОСТЬ БЕСКОНЕЧНОСТИ – РОЗНЬ

Может ли целое равняться своей собственной части? Возможно ли, чтобы в результате сложения нескольких одинаковых величин, получилась вновь та же самая величина?

Нет, – услужливо подсказывает повседневный опыт. И всё же то, что совершенно исключено в обычной жизни и в обычной арифметике, становится вполне реальным, когда мы имеем дело с бесконечностью.

Если математиков интересуют главным образом свойства бесконечного вообще, то астрономы сталкиваются с бесконечностью, пытаясь изучить геометрию окружающего нас мира. И главная проблема, которая при этом возникает, – вопрос о пространственной бесконечности Вселенной.

Казалось бы, он прост, этот вопрос. «Да» или «нет»? Бесконечен мир или не бесконечен? Если бесконечен, то этим, казалось бы, всё уже сказано.

Подробнее: Геометрия Вселенной

 

Первые шаги НОТа

(c) Atsushi Koyama

Источник: журнал «Знание – сила», №9, 1965 год.

Летом этого года в Киеве было совещание, посвящённое возрождению НОТа на новой основе. Слова «возрождение» и «новая основа» имеют здесь особый смысл. Дело в том, что у НОТа в нашей стране давняя история.

Вскоре после Октябрьской революции профсоюз металлистов, работая по тарификации и нормированию труда, столкнулся с рядом трудных и довольно неожиданных проблем. Тогда возникла мысль о создании института, который бы занялся изучением организации труда в стране Советов. Гражданская война, интервенция, необходимость прежде всего решать вопросы обороны несколько отодвинули осуществление этой идеи. Однако уже в 1920 году в Москве был организован Центральный иноитут труда (ЦИТ).

Подробнее: Первые шаги НОТа

 

В поисках сознания

(c) Olivia Staser

Источник: журнал «Знание – сила», 1988, №11, автор: Ю. Шрейдер, доктор философских наук

«...И в заключение слово предоставляется учёному секретарю нашего совета Николаю Львовичу Мусхелишвили.

– Итак, каковы же итоги нашей очередной, шестой школы? Я, естественно, высказываю лишь своё мнение и, так как в этот раз у нас много «первогодков», начну издалека. Привычно считать, что сознание есть нечто от природы данное каждому человеку как видовой признак сапиенса, как неотъемлемый дар эволюции человечества. Отсюда – и столь же привычные выводы. Человечески сознание – лишь некий акт реагирования... пусть сколь угодно сложного для понимания, а может быть, даже и не всегда доступного для понимания... но всё же лишь акт реагирования на внешнюю действительность. Действительность реальную или мысленную – всё равно. И, следовательно, работу сознания можно рассматривать как процесс... причём пассивный процесс... непрерывной переработки и накопления поступающей извне информации. И что этот непрерывный процесс и формирует сознание. Всё это так или иначе привело ко всеобщему убеждению уже практического толка: сознание человека можно формировать извне. Возник и прижился термин «инженеры человеческих душ», отражающий уверенность в том, что сознание человека можно в принципе проектировать и создавать так же, как обычные инженеры... инженеры нечеловеческих тел... проектируют и создают технические устройства. Так вот, на этой школе все мы – и физики и лирики – с разных сторон, с разной аргументацией пришли, как мне кажется, к единому мнению. Я имею в виду мысль Мераба Константиновича Мамардашвили: сознание есть акт осознания...»

Подробнее: В поисках сознания

 

Происхождение эстетической формы сознания

Глава из книги А. Спиркина «Происхождение сознания», 1960 г. Полное название статьи: «Происхождение эстетической формы сознания (на материале изобразительного творчества)»

 

1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Происхождение и развитие эстетического отражения действительности в форме художественных образов и воздействие с помощью них на общественную жизнь представляет собой одну из неотъемлемых сторон общего процесса становления сознания. Поэтому рассмотрение возникновения и развития последнего необходимо предполагает анализ происхождения эстетической формы сознания. Художественный образ отражает действительность таким способом и средствами, благодаря которым он становится не только формой специфического познания действительности и формой общения людей, но и источником эстетического и нравственного наслаждения человека, существенным фактором его воспитания и духовного развития. Эстетический образ всегда заключает в себе этическое и эмоциональное начало и органически связан с нравственной формой сознания. Основной жизненный смысл и историческая необходимость возникновения и развития искусства как формы общественного сознания с самого начала заключаются в соответствующем интересам данного общества воспитании людей, которое осуществляется через познание действительности и эмоциональное воздействие на общество.

Подробнее: Происхождение эстетической формы сознания