Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР

Источник: книга А.И.Кравченко "История менеджмента". Насколько же тогда прогрессивные идеи рождались, а... Наука на грани искусства... то, что я так люблю...


Первые ростки научного отношения к организации труда и управления появились в России на рубеже XIX — XX веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия XX века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. Попытки реализовать принципы НОТ предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, нежели систематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны.

Подробнее: Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР

 

Нам нужен боец, а не автомат!

А.К.ГастевВсё-таки идея превращения человечка в запрограммированного биоробота-зомби замечательна в своей мизантропичности! Убить человека (человеков) - это не мизантропия, а всего лишь убийство. А вот уничтожить человека "духовно", убить его мечты, лишить желаний, надежд, потребностей - это и есть мизантропия!

Похоже на то, что тогдашнему строю к началу 1930-х годов программирование рабочего-зомби "по Гастеву" стало уже не особо-то и нужно. Партии стало мало только того, чтоб пролетарий работал на станке. Надо ещё что бы он и винтовку в руках держал, и гранату смог бросить, и с парашютом прыгнуть. А натасканный "по Гастеву" на труд рабочий скажет: "Извините, меня этому не учили! Я знаю только как молотком стучать - тук, тук - и всё!" Так что биороботы стали не нужны и Гастев со своими идеями стал вне закона. Но кое-что из принципов труда осталось в производстве.

Подробнее: Нам нужен боец, а не автомат!

 

Петроглифы и первобытная история

Ремарка от меня: изучение мифов и легенд якутов, манси, коряков и других народностей России мне доставляет гораздо большее удовольствие, нежели вникать в уже набившую всем оскомину и затасканную до блевоты модную скандинавскую мифологию.

Источник: сборник "Атеистические чтения", 1981 год.

Подробнее: Петроглифы и первобытная история

 

Синергетика творчества

Интересный материал о природе творчества.

Источник: И.А. Евин. "Искусство и синергетика". Вообще, вся книга очень интересная.

Аннотация: В этой книге рассматривается взаимосвязь структуры художественных произведений с законами функционирования мозга с точки зрения современных методов теории самоорганизации (синергетики). Такой подход позволяет не только в новом ракурсе увидеть и объяснить хорошо известные факты и закономерности, но и сформировать принципиально новые направления в изучении как искусства, так и свойств высшей нервной деятельности.

Подробнее: Синергетика творчества

 

В дебрях эстетики (интуиция или эрудиция?)

Источник: сборник «Семиотика и авангард», 2006 год. Автор: Арсений Авраамов.

Авраамов Арсений Михайлович (1886-1944) — музыковед и композитор. Один из организаторов в Петрограде научно-художественного общества им Л. да Винчи, участник Пролеткульта, преподавал теорию музыки по собственной 48-тоновой системе; членствововал в ГАХН и ГИМН, оформлял первые звуковые фильмы, изучал фольклор народов Северного Кавказа. Организовывал легендарные "Симфонии гудков" в Баку (1922) и Москве (1923). Автор статей по теории и истории музыки. Участник сборников "Скифы" и Вольфилы. О нём см.: Румянцев С.Ю. Книга тишины: Звуковой образ города. СПб, 2003.

Подробнее: В дебрях эстетики (интуиция или эрудиция?)

 

Футуризм. Будущее «без будущего»

Помимо футуризма в статье немного объясняется происхождение других *измов в авангарде.
Источник: В.С.Турчин "По лабиринтам авангарда".


"Футуризм!" — боевой клич раннего авангарда. Он разнёсся по городам Франции, Италии, России, Германии и США. Все, кто в той или иной степени готовы были поддерживать новое искусство, могли смело называть себя "футуристами" — "глашатаями будущего". Все они являлись ниспровергателями (с их точки зрения) старого, отжившего. Их стало не меньше, чем в свое время "декадентов", против пассеизма которых они столь рьяно выступали. Там, где футуризм, там звучат призывы сжигать музеи, создавать необыкновенный художественный язык, воспитывать новую породу людей. И хотя их было немного, они уже с гордостью произносили футуристическое "Мы".

Подробнее: Футуризм. Будущее «без будущего»

 

Футуризм

 Глава из брошюры "История и теория искусств". Автор - П.С. Коган, президент Государственной Академии художественных наук.



1.

В борьбе двух начал, созерцательного и действенного, борющихся в современной литературе, футуризм явился резким выражением второго. Он глубоко враждебен литературе-изображению, литературе переживаний, подведения художественных итогов и т. п. Футуризм созвучен революции своей бурной энергией, своей волей к строительству, своим активизмом и ненавистью ко всему отстоявшемуся, ко всякой стабилизации. Его задача — концентрация всех видов энергии в ударном направлении. Он говорит не о предметах, не о явлениях, а об усилиях. Прошлое искусство развивалось в направлении "показывания". Футуризму нужно искусство "приказывания". Даже революцию художники сделали сюжетом для рассказывания, тогда как футурист всегда был "подстрекалой-агитатором": "революционная агитация для него оказалась не чуждым привеском, а единственно возможным способом приложения искусства в его настоящем виде к практическим задачам жизни; революция для футуриста стала не сюжетом, не эпизодом, но единственной реальностью, атмосферой повседневной, упорной реорганизации человеческой психики на путях достижения коммуны".

Подробнее: Футуризм

 

Футуризм и прошлое

Источник: журнал "Аполлон", №6, 1913 год.
Автор: Валерий Чудовский.

Своеобразная (довольно хилая, надо сказать) критика футуризма, хотя в данном случае имеется в виду нигилизм. Но всё-равно, любопытно...


Случилось нечто за истекший "сезон" культурной борьбы, с чем придётся считаться отныне: некоторые недавние, молодые, стремительные течения перестали быть занятной новинкой из-за границы и сделались чем-то своим, домашним, почти привычным, почти родным... Это пока единственный, но уже неизбежный плод ряда диспутов, манифестов, лекций.

Подробнее: Футуризм и прошлое

 

Футуризм, война и отношение с фашизмом

Меня уже давно интересует этакий эффект "обратной связи", когда искусство начинает творить реальность. В рамках этого исследования я заинтересовался вопросом о том, как именно сотрудничали итальянские футуристы с правительством и, в частности, с Муссолини. А то, что они как то взаимодействовали у меня сомнений не было. Во-первых, идеи футуристов пересекались с идеями Муссолини, а во-вторых, за футуристов были интеллигентные массы, что не могло игнорироваться властями. В интернетах ничего внятного на эту тему не нашёл.

Выкладываю главу из двухтомника "Авангард в культуре XX века. Теория. История. Поэтика", как раз на эту тему. По-моему, очень интересно!

Подробнее: Футуризм, война и отношение с фашизмом

 

Русская философия смерти

Статейка с душком, так что смотрите, не испачкайтесь. Используются всякие непонятные словеса - это мне понравилось. Также прилагается достаточно большой список литературы.

Источник: глава из сборника "Смерть как феномен культуры", 1994. Автор К.Г. Исупов.

Подробнее: Русская философия смерти

 

Facebook

ВКонтакте