Загадки тишины 2/2

Читать первую часть.

ОТКРЫТИЕ АСТРОНОМА ДЕ МЕРАНА

В 1729 году астроном де Меран, особенно интересовавшийся вращением Земли вокруг своей оси, сделал открытие в совсем иной области. Он обнаружил, что у растений, выдерживаемых в темноте при постоянной температуре, наблюдается такая же периодичность движения листьев, как и у растений, испытывающих чередование света и темноты. Этот факт привлёк внимание исследователей, и в последующие годы было проведено немало экспериментов над различными организмами. И выяснилось, что даже простейшие живые существа в условиях постоянного освещения (или темноты) сохраняют ритм колебаний активности и покоя, роста, деления и т. д., приближающийся к 24-часовому циклу. Этот ритм был назван «циркадным».

Подробнее: Загадки тишины 2/2

 

Загадки тишины 1/2

Глава из книги Ю. Гагарина и В. Лебедева «Психология и космос», 1968 год. Одну главу из этой книги я уже выкладывал.

Лётчики, поднимающиеся на одноместных самолётах и воздушных шарах на высоту от 10 до 25 километров, нередко начинают испытывать особые, непривычные ощущения. Статистика говорит, что почти 35 процентов из них переживают «чувство оторванности от земли». Отношение же к этому состоянию диаметрально противоположное. Половина утверждает, что оно очень приятно: вызывает радостное возбуждение и горячее желание продолжать полёт как можно дальше. Другая половина переносит его с трудом и отзывается как о чем-то ужасном. Во время таких полётов, признавались лётчики, «чувства оторваны от собственного тела, будто находишься в другом месте»; к этому ещё прибавляются слуховые и зрительные галлюцинации.

Подробнее: Загадки тишины 1/2

 

Творчество и личность

Глава из книги Александра Матейко «Условия творческого труда», перевод с польского Д. И. Иорданского.

Сущность творчества, его уровни, стадии, предпосылки и закономерности

Исходная точка всякого творчества – лёгкость образования неожиданных ассоциации; именно в этом, кстати, и проявляется творческая фантазия. Сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Творчество приводит к созданию чего-то нового, поскольку оно представляет собой антипод шаблонной, стереотипной деятельности и не повторяет уже ранее известного. А отсюда, как подчёркивает известный польский учёный Т. Котарбинский, следует, что подлинным творцом является тот, кто своими действиями достигает чего-то нового и ценного, причём ценность достигнутого может определяться именно его новизной.

Подробнее: Творчество и личность

 

Эстетикотерапия

Источник: журнал «Смена», №6, 1970, автор: Владислав Ковалёв

В предлагаемом статье автор ставит проблему: лечение красотой, воздействие на человеческий организм, на его здоровье эстетическими категориями. Решая эту проблему, в содружество с врачом должны вступить архитектор, художник, музыкант. Возможно, возникнет новое направление в медицине.

Подробнее: Эстетикотерапия

 

О синтезе искусств

Э. И. Неизвестный

Автор: Э. И. Неизвестный, опубликовано в журнале «Вопросы философии», №7 за 1989 год.

От редакции.Читателям журнала «Вопросы философии» будет безусловно интересно познакомиться с размышлениями о своём творчестве выдающегося скульптора современности Эрнста Неизвестного. Эта статья была автору заказана журналом более 20 лет назад. Но в то время она не могла быть опубликована. Ныне с согласия автора и во исполнение нашего собственного долга мы предлагаем её читателям.

Подробнее: О синтезе искусств

 

Язык утопии

В. И. Ленин в гостях у Максима Горького играет в шахматы с А. А. Богдановым

Источник: журнал «Знание – сила», №2, 1990 год. Автор: М. Арапов, кандидат филологических наук

 

Сквозь тернии – к звёздам и обратно

Каждый новый пласт человеческой культуры не отменяет и не уничтожает предшествующие: под ним, в недрах современной культуры, дремлют более архаические структуры. Наш век стал свидетелем крупномасштабных экспериментов, безусловно доказавших возможность и даже относительную лёгкость регресса общества к таким дремлющим структурам. Сталин и Гитлер, каждый на свой манер, показали, что средневековое сознание и общественные отношения восточной деспотии не так уж сложно и реставрировать, гипнотически внушая при этом обществу, что происходящий возврат – гигантский скачок в будущее.

Подробнее: Язык утопии

 

Т. Метцингер «Видимость мира»

Ещё одна глава из книги Томаса Метцингера «Туннель эго» (Thomas Metzinger «The Ego Tunnel»). Предыдущую главу читайте здесь. Напоминаю, что книгу можно скачать по ссылке.

Подробнее: Т. Метцингер «Видимость мира»

 

Т. Метцингер «Феноменальная себя-модель»

Metropolis

Глава из книги Томаса Метцингера «Туннель эго» (Thomas Metzinger «The Ego Tunnel»). Книга официально не издавалась, а перевод сделан «на добровольных началах» Вячеславом Михайловым (по ссылке можно скачать книгу полностью). В тексте было очень уж много ошибок/опечаток, что смог – исправил. За точность тех или иных терминов я не ручаюсь, выкладываю как есть. Считаю этот материал важным для себя, кликайте по перекрёстным ссылкам – поймёте почему.

А вот почему официально не переводят и не издают книги Метцингера – непонятно…

Подробнее: Т. Метцингер «Феноменальная себя-модель»

 

Роль человека в познаваемом им мире

Источник: журнал «Природа», №3, 1912 год. Автор: профессор Н. А. Умов.

Прим.: статья оказалась довольно большой, потому я её урезал примерно на 20%.

... даже принимая во внимание в вечных принципах разума, справедливости и гуманности только благоприятные шансы, с ними неизменно связанные, следование им даёт большие преимущества, а уклонение от них – тяжёлые последствия...

Лаплас

«Всё», среди которого протекает наша жизнь, с первых просветов разума на земле познавалось в картине, в значительной мере подчинявшей себе проявления индивидуальной и общественной жизни человека. Основной фон этой картины составлялся из свойств разумного существа, переносимых на вселенную. Антропоморфная точка зрения являлась единственным прибежищем людей в определении тех неизвестных и могущественных сил, от усмотрения которых, вне времени и места, зависло человеческое благополучие, и борьба с которыми казалась не только невозможным, но дерзновенным и кощунственным действием. Благодаря такому представлению, человек имел возможность различать в природе враждующие друг с другом или дружественные между собою начала. Приёмы человеческого воздействия на природу выражались в стремлении усилить вражду между богами или их умилостивить путём мольбы и жертвоприношений. 

Подробнее: Роль человека в познаваемом им мире

 

В.С.Рамачандран «Художественный мозг»

Глава из книги: В.С.Рамачандран «Рождение разума. Загадки нашего сознания»

В этой главе – самой рискованной в книге – я рассматриваю один из древнейших вопросов философии, психологии и антропологии: что такое искусство? Что имел в виду Пикассо, когда сказал: «Искусство – это ложь, которая разоблачает правду?».

Как мы видели, нейрофизиологи совершили некоторый прорыв в понимании неврологических основ таких психологических феноменов, как образ тела или зрительное восприятие. Однако можно ли сказать такое об искусстве, учитывая, что оно несомненно рождается в мозгу?

Мы можем, в частности, спросить, существуют ли художественные универсалии? Безусловно, в мире бессчётное количество национальных культур и художественных стилей: тибетское искусство, классическое античное, искусство Возрождения, кубизм, экспрессионизм, индийское искусство, доколумбовое искусство, дадаизм [фр. dada – конёк, деревянная лошадка, детский лепет. Авангардистское литературно-художественное течение в 1916-1922 годах. Дадаизм сложился в Швейцарии. Выразился в отдельных скандалных выходках и экстравагантных сочинениях. Основной пафос дадаистов был направлен против всего традиционного и устоявшегося]... – этот список не имеет конца. Тем не менее, несмотря на такое ошеломляющее разнообразие, можем ли мы вычленить, некоторые универсальные законы или принципы, которые действуют в рамках этих культурных традиций и стилей?

Подробнее: В.С.Рамачандран «Художественный мозг»