Брюс Ли «Путь опережающего кулака»

Брюс Ли – я думаю, что не надо рассказывать, кто это такой. Но если с его актёрской карьерой и с достижениями в области боевых искусств так или иначе знакомы почти все, то Брюс Ли как философ почти никому не известен. Восполним этот пробел.

Выкладываю в сокращённом виде главы из книги: «Путь опережающего кулака», Москва, 2014. Книга хорошая, правда, я ожидал, что в ней будет чуть больше философии, а там основной упор сделан на технике джиткундо, хотя у Брюса много философии непосредственно в технике – у него всё это завязано в единую систему. В общем, книга для тех, кто занимается боевыми искусствами.


Дзен

Карма человека зависит от воли и сознания. До конца жизнь можно постичь, только выйдя за рамки своего Я, которое не отождествляет себя с всеобщей судьбой.

Пустота – это то, что стоит между здесь и там. Пустота всеобъемлюща, не имеет противоположностей – не существует ничего, что бы она не включала в себя или чему бы пустота была противоположна. Пустота живая, так как все формы произошли от неё, и тот, кто когда-либо осознал пустоту, наполнен жизнью, силой и любовью ко всему сущему.

Станьте деревянной куклой – она лишена собственного Я, она не думает, ей всё нравится и ничего не нужно. Пусть ваше тело, руки, ноги действуют сами по себе в соответствии с их внутренней самодисциплиной.

Если вы не черствы душой, то внешний мир сам раскроется перед вами. В движении подражайте воде. В спокойствии будьте подобны зеркалу. Отзывайтесь, как эхо.

Ничто не может быть определено, самые мягкие вещи не могут быть схвачены.

Я двигаюсь и не двигаюсь совсем. Я как луна в бегущих волнах. Вы должны воспринимать происходящее не как «Я делаю это», а через призму внутреннего осознания «Это происходит со мной» или «Это происходит для меня». Погружение в своё Я – величайшая помеха для правильного исполнения любых физических действий.

Локализация сознания означает его фиксацию. Когда сознание прекращает свободное течение, оно перестаёт быть сознанием в общепринятом смысле.

Неподвижность – это не распыление энергии по мелочам, а её концентрация, сфокусированная, подобно колёсной оси, на определённом действии.

Суть действия заключается скорее в процессе его выполнения, а не в его завершении. Здесь нет исполнителя, но есть исполнение, нет испытателя, но есть испытание.

Видеть нечто, не руководствуясь личными предпочтениями и желаниями, значит видеть истинную, первозданную простоту.

Искусство достигает своей наивысшей точки, когда оно лишено самоосознания. Свобода раскрывает объятия человеку в тот момент, когда он перестаёт заботиться о том, какое впечатление производит или может произвести на кого бы то ни было.

Совершенный путь труден только для тех, кто стоит перед выбором. Не любите и не ненавидьте, и тогда все для вас станет ясно. Делайте минимальные различия – небо и землю разделяет всего один человеческий волос. Если вы хотите, чтобы открылась истина, никогда не будьте ни «за», ни «против». Борьба между «за» и «против» есть самая худшая болезнь ума.

Мудрость заключается не в попытках побороть зло добром, а в том, чтобы уметь оседлать их и жить подобно пробке, качающейся на волне, то поднимающейся на её гребень, то падающей к её основанию

Не сопротивляйтесь своей болезни, подружитесь с ней – это единственный способ избавиться от неё.

Утверждение есть дзен только тогда, когда оно само есть действие и не касается ничего из того, что утверждает.

В буддизме нет места вынужденным усилиям. Надо оставаться простым не нужно ничего особенного. Ешьте пищу, пропускайте через себя воду, а когда устанете, полежите. Невежды посмеются надо мной, но мудрые поймут.

Не ставьте перед собой никаких целей. Проходите по жизни легко, воспринимайте всё как нечто несущественное, оставаясь спокойными, в чистоте и непорочности. Те, кто обретает, теряют. Не стремитесь опередить других, идите следом.

Не убегайте, пусть будет то, что будет. Не ищите, ибо все само к вам придёт, когда вы меньше всего этого ожидаете.

Перестаньте думать, но так, как будто вы не перестаёте этого делать. Наблюдайте за приёмами так, как будто вы за ними не наблюдаете.

Не существует строго установленных канонов обучения. Лекарство от конкретного заболевания – вот всё, что я могу предложить.

 

Восьмеричный путь буддизма

Восемь основных требований, необходимых для устранения страданий путём избавления от ложных ценностей и обретения истинного понимания смысла жизни: 1. Правильное воззрение (понимание) – вы должны ясно видеть, что ошибочно.

2. Правильное намерение (стремление) – решение исцелиться

3. Правильная речь – она должна быть направлена на исцеление.

4. Правильное поведение – вы должны действовать в соответствии с принятыми решениями.

5. Правильное мышление – ваши действия не должны противоречить лечению.

6. Правильное усилие – к исцелению вы должны продвигаться с максимально возможной «постоянной скоростью», которую можете поддерживать.

7. Правильная осознанность (контроль сознания) – вы должны чувствовать суть грядущего исцеления, непрерывно думать о нём.

8. Правильное сосредоточение (медитация) – научитесь размышлять, глубоко проникая в суть вещей.

 

Искусство души

Цель искусства – это проецирование внутреннего видения во внешний мир, эстетическое воплощение глубочайших человеческих переживаний и их доступность для восприятия в рамках идеального мира.

Искусство души проявляется в психологическом понимании внутреннего содержания вещей и придаёт форму отношениям между человеком и «ничто», природой абсолюта.

Искусство – это выражение жизни, оно переступает границы пространства и времени. Через искусство мы должны заставить работать свои души, чтобы придать новую совершенную форму и новый смысл и содержание окружающему миру.

Самовыражаясь, художник выставляет напоказ свою душу, демонстрируя в то же самое время своё безразличие к «публичности». За каждым движением должна слышаться музыка его души. Иначе движения пусты, а пустое движение подобно пустому слову – оно лишено смысла.

Избавьтесь от «неясного» мышления, действуйте от корней.

Истинное искусство – это не искусство ради искусства, это, наоборот, просветительская работа. И в итоге техника обретения свободы.

Искусство требует совершенного, мастерства владения приёмами, появляющегося из отражения в душе.

«Безыскусственное искусство» есть художественный процесс внутри художника; его смысл – это искусство души. Все возможные душевные порывы – шаг на пути к эстетическому миру души.

Творчество в искусстве есть психическое раскрытие личности, которое коренится в ничто. Эффект творчества – это расширение и углубление измерений души.

Безыскусственное искусство есть искусство души, спокойной, подобно лунному свету, отражающемуся на поверхности глубокого озера. Конечная цель мастера – стать мастером прошлой жизни и таким образом овладеть искусством жизни настоящей. Мастера любых направлений прежде всего должны быть мастерами жизни для созидающей души.

Все неясности должны остаться в прошлом прежде, чем ученик сможет назвать себя мастером.

Искусство есть путь к абсолюту и сущности человеческой жизни. Задача искусства – не односторонняя поддержка духа, души или чувств, а полное и всеобъемлющее раскрытие всех человеческих способностей: мыслей, чувств, воли, всего жизненного ритма мира природы. Только так беззвучный голос может быть услышан и душа сольётся с ним в гармоничном созвучии.

Высокие профессиональные навыки мастера ещё не означают его творческого совершенства. Они, скорее, служат отражением определённой ступени развития. Творческое совершенство не следует искать в форме или высших её проявлениях. Оно должно исходить из души.

Творческая деятельность не заключается в самом искусстве как таковом. Она проникает в глубинный мир, в котором все формы искусства соединяются друг с другом и в котором гармония души и гармония космоса, объединённые в «ничто», находят выход в реальность. Поэтому именно творческий процесс есть реальность, а реальность есть истина.

 

Путь к истине

1. Поиск истины.

2. Осознание истины (и форм её существования)

3. Восприятие истины (её субстанции и направления, подобно ощущению движения).

4. Понимание истины (настоящий философ практикует это для понимания дао, не распыляя внимание на частности и представляя всё в единой целостности).

5. Познание истины на собственном опыте.

6. Овладение истиной.

7. Забвение истины.

8. Забвение носителя истины.

9. Возвращение к первоисточнику, где находятся корни истины.

10. Ничто и покой в нём.

 

Джиткундо

Ради безопасности бесконечная жизнь превращается в нечто мёртвое, а избранный образец обретает некие пределы. Чтобы постичь джиткундо, надо отбросить все мысли об идеалах, моделях, стилях, в том числе и мысль о стремлении к идеалу в джиткундо. Вы способны взглянуть на ситуацию, не пытаясь обрисовать её словами? Дать ситуации название, обратить её в слово – значит вызвать в себе страх.

Трудно просто смотреть на сложившуюся ситуацию – наш разум устроен сложно. Формировать у кого-либо навыки легко, но трудно обучить иметь свою точку зрения. Джиткундо отдаёт предпочтение бесформенности и поэтому принимает всевозможные формы. В джиткундо нет своего стиля, поэтому оно подходит ко всем стилям. Джиткундо использует все пути, все техники и средства, которые ведут к цели.

Взгляните на джиткундо с позиции воспитания, развития и укрепления собственной воли. Забудьте о победах и поражениях, забудьте о гордости и боли. Пусть противник разрывает вашу кожу – и вы разорвёте его плоть; пусть он разрушит вашу плоть – вы сломаете его к кости; позвольте ему ломать ваши кости – и вы взамен возьмёте его жизнь! Не думайте о собственной безопасности – положите перед соперником свою жизнь!

Большой ошибкой, начав атаку, будет желание предвидеть её исход. Вы не должны думать, закончится она победой или поражением. Пусть природа берет своё, и тогда ваше оружие нанесёт удар в самый подходящий момент.

Джиткундо учит: выбрав курс, не оглядывайтесь назад. Для джиткундо безразличны и жизнь, и смерть.

Джиткундо избегает поверхностного, проникая в сложное, доходит до сути проблемы и точно определяет ключевые факторы.

Джиткундо не ходит вокруг и около. Оно не ищет извилистых окольных путей, а прямой дорогой следует к намеченной цели. Простота – кратчайшее расстояние между двумя точками.

Искусство джиткундо – искусство упрощения. Это означает свободу в её первозданном виде, не ограниченную условностями и определёнными рамками.

Джиткундо есть познание истины, образ жизни, движение к обретению сильной воли и полному контролю. Это познание зиждется на интуиции.

Тренируясь, ученик должен быть во всех смыслах активным и динамичным. Но в настоящем бою его разум остаётся спокойным, его ничто не должно волновать. Состояние должно быть таким, как будто ничего не происходит. При продвижении вперёд шаги должны быть лёгкими и осторожными, взгляд не фокусироваться на одной точке, глаза не гореть яростью. Поведение в бою ничем не должно отличаться от повседневного поведения, никаких перемен в выражении лица. Ничто не должно выдавать того, что человек ведёт смертельную схватку.

 

Организованная безнадёжность

За долгую историю боевых искусств инстинкты следования системе и подражания стали свойственными как учителям, так и ученикам. Это происходит частично из-за общечеловеческих наклонностей, а частично из-за преувеличения значения традиций, присущих многочисленным стилям. В итоге найти достойного мастера и учителя – носителя свежих идей бывает очень трудно, тем более того, кто может «указать путь».

Хуже, что духовная сила стремительно уходит, когда ученик углубляется в мистику, абстракции, бесплодные попытки ухватить и зафиксировать в сознании постоянно меняющиеся движения, «препарировать и изучить» их, подобно трупу в анатомическом театре.

Вместо того чтобы прямо взглянуть фактам в лицо, последователи тех или иных стилей продолжают придерживаться своих теорий, всё больше запутываются и загоняют себя в ловушку безысходности.

Они не видят и не могут увидеть фактов жизни как таковых, потому что их учение искажено и выхолощено. Им следует понять: любая дисциплина должна приспосабливаться к природе вещей и их сущности.

Стать зрелым вовсе не означает стать пленником концепций. Зрелость – это умение реализовать то, что находится внутри нас самих.

Где есть свобода от механических условностей, там есть простота. Жизнь – это взаимоотношения со всем сущим.

Человек, который ясен и прост, не выбирает свою судьбу. Что есть, то есть. Действие, основанное на идее, – это, очевидно, действие выбора, и такое действие не освобождает. Наоборот, оно порождает дальнейшее сопротивление, конфликт. Воспримите гибкое знание.

Взаимоотношения – это понимание. Это процесс открытия самого себя. Взаимоотношения подобны зеркалу, в котором вы открываете себя. «Быть» – значит быть в отношениях.

Выбор приёмов, непригодных к адаптации, к гибкости, предлагает только лучшую клетку. Истина лежит за всеми шаблонами.

Формы – это лишь напрасные повторения, предлагающие последовательный и красивый уход от самопознания, которое обещает живой реальный противник.

Аккумулирование, накопление – это самоограничение в противостоянии, и витиеватая техника только усиливает его.

Последователь классического стиля представляет собой клубок рутинных идей и традиций. Совершая любое действие в настоящем, он трактует его в терминах прошлого.

Знание неподвижно во времени, тогда как познание – это непрерывный процесс. Знание накапливается из источников и выводов, познание же – это движение и постоянный поиск. Собирательный процесс – это лишь механическая тренировка памяти. Обучение же никогда не является процессом накопления, это процесс познания, не имеющий начала и конца.

В культивировании боевых искусств должно проявляться чувство свободы. Ум, ограниченный условностями, – уже не свободный ум. Всякие условности ограничивает личность в рамках определённой системы.

Чтобы свободно выразить себя, вы должны умереть для всего, что было в прошлом. Из прошлого вы берете безопасность, новое же помогает вам обрести свободу действий.

Чтобы осознать свободу, ум должен научиться смотреть на жизнь как на движение вне зависимости от времени, так как свобода лежит за порогом осознаваемого. Наблюдайте, но не останавливайтесь, не изрекайте: «Я свободен», – вы живете в памяти чего-то, что уже исчезло. Понимать и жить сейчас – забыть о прошлом. «Вчера» должно умереть.

Свобода от познания есть смерть. Следовательно, вы живете. Не существует таких понятий, как «правильно» или «неправильно», когда вы свободны.

Когда человек неспособен к самовыражению, он не свободен. Он начинает методично бороться. Методическая рутина становится скорее ответом на его собственную реакцию, чем ответом на происходящее в действительности.

Когда человек находится «вне системы», он может действовать свободно и полно. Тот, кто серьёзно стремится узнать, в чем заключается истина, не придерживается ни одного из стилей. Он живёт только тем, что объективно существует.

Если вы хотите понять истину в боевых искусствах, ясно видеть любого противника, вы должны отбросить установки стилей и школ, предрассудки, симпатии, антипатии. В этом состоянии вы будете видеть все чётко, свежо и целостно.

Если вы следуете классическому образцу, вы познаете рутину, традицию, тени, но не познаете себя.

Простое повторение ритмических, чётко рассчитанных движений крадёт у боевых действий их живость, лишает их самой сущности – реальности.

Накопление форм – просто разновидность условности. Формы становятся якорем, связывают по рукам и ногам и тянут только в одну сторону – вниз.

Чтобы соответствовать противнику, необходимо прямое восприятие. Но нет прямого восприятия там, где есть сопротивление, где действует только подход «одного пути».

Обладание полнотой видения означает быть способным следовать «тому, что есть», которое постоянно движется и изменяется. Если вы связаны определённой точкой зрения, то неспособны следовать за стремительными изменениями «того, что есть».

Истина – это взаимодействие с противником, непрерывно изменяющееся, живое и никогда – статическое.

У истины нет определённого пути. Она живёт, а значит, изменяется. Она не имеет постоянного места, формы, каких-то установок, не имеет философии. Когда вы поймёте это, вы поймёте, что истина такая же живая, как вы сами. Вы не можете выразить себя и быть живым через статику, собрать воедино форму через набор стилизованных движений.

Классические формы мешают творчеству, образуют рамки, подтачивают чувство внутренней свободы. Вы уже больше не принимаете во внимание интуицию, а просто «делаете» то, что требуется.

Это не означает столь удобную возможность совсем ничего не делать. Нельзя останавливаться на чем-то, что выполняется сейчас. Не надо заставлять ум выбирать или отвергать. Непреднамеренность означает быть не привязанным к своим мыслям. Принятие, отрицание и обвинение мешают пониманию. Пусть ваш ум двигается вместе с другими в понимании происходящего. Тогда создаётся возможность реального общения. Чтобы понять друг друга нужно находиться в состоянии неизбирательного познания, в котором нет сравнения и порицания, нет требований, нет ожидания дальнейшего развития дискуссии, нет согласия или несогласия. Прежде всего, не начинайте с выводов.

Освободитесь от противоборства стилей. Освободите наблюдения за тем, что вы обычно практикуете. Не порицайте и не одобряйте, просто наблюдайте.

Когда вы свободны от влияний, когда вы мертвы для условностей классических реакций, тогда вы способны к настоящему видению, полному, свежему и новому.

Осознание без выбора, требований, без волнения. В таком состоянии разум не подвержен ощущениям. Если разум находится именно в таком состоянии, в нём есть место восприятию. Только восприятие может решить все проблемы.

Понимание требует не только обострённого восприятия, но и постоянного процесса познания, постоянных вопросов без ответов.

Чтобы понять бой, надо подойти к нему просто и однозначно.

Понимание приходит через чувства, ежесекундно отражаясь в зеркале отношений с противником.

Познание себя происходит во время взаимодействия с другими, а не в изоляции.

Познать себя значит изучать себя в действиях с другими людьми.

Понимание действительности требует знания, боевой готовности и полностью свободного разума.

Усилия разума ведут к его ограничению. Любое усилие подразумевает преодоление препятствий ради достижения цели, а когда цель, конечная точка находится у вас перед глазами, вы накладываете ограничения на разум.

Сейчас я вижу что-то совсем новое, и новизна познания себя самого откладывается в уме. Но завтра этот опыт станет чем-то механическим, если я попытаюсь вернуть первое ощущение, удовольствие от него. Описание всегда не соответствует реальности. Реальным является непосредственное видение истины, видение сиюминутное, потому что у истины нет завтра.

Мы находим истину, исследуя вопрос. Вопрос никогда не существует отдельно от ответа. Вопрос сам по себе есть ответ – понимание вопроса даёт ответ на него.

Наблюдайте то, что есть, не разделяя знания.

Истина как таковая существует вне бесконечного потока загрязняющих её мыслей. Она не может быть познана через мысли.

Мышление – это не свобода, любая мысль частична. Она никогда не может быть всеобъемлющей. Мысль – это ответ памяти, а память всегда частична, так как память есть не что иное, как результат опыта. Отсюда следует, что мысль – это реакция ума, ограниченного опытом.

Познайте пустоту и спокойствие вашего разума. Будьте пустым. Не принимайте стиля или форм, которые может использовать в своих интересах ваш противник.

Разум изначально бездеятелен, путь всегда существует вне мысли.

Внутренний взор открывает то, что скрывает изначальная природа за завесой внешних форм.

Хладнокровие и спокойствие достигаются тогда, когда вы будете свободны от внешних объектов. Быть хладнокровным значит не иметь иллюзии или заблуждений о подлинной сущности явлений.

Мыслей нет. Только подлинная сущность явлений, которая неподвижна, но чьи движения и действия неистощимы.

Медитация означает осознание невозмутимости истинной природы. Конечно, медитация не может заключаться в процессе концентрации, потому что высшая форма мышления есть ничто. Ничто – это состояние, в котором нет ни положительных, ни отрицательных реакций. Это состояние полной опустошённости.

Концентрация есть форма исключения, а там, где есть исключение, есть и тот, кто исключает. Это мыслитель, человек, который концентрируется, который порождает противоречие. Он формирует центр рассредоточения.

Существует понятие действия без действующего лица, состояние приобретения опыта без самого опыта и того, кто его переживает. К сожалению, это состояние ограничено и отягощено классической путаницей.

Классическая концентрация, или сосредоточение на одной вещи и исключение всех остальных, и знание, которое является всеобщим и ничего не исключает, – это состояния разума, которые можно постичь только с помощью объективного, непредубеждённого наблюдения.

Познание не имеет границ, это приобретение собственной сущности без каких-либо исключений.

Концентрация – это сужение разума. Но мы имеем дело с процессом живого во всей его целостности, и концентрация на каком-либо одном аспекте сужает жизнь.

«Мгновение» не имеет ни прошлого, ни будущего. Это не результат мысли, поэтому оно не имеет времени.

Когда в долю секунды ваша жизнь оказывается под угрозой, разве вы говорите: «Дайте мне удостовериться, что моя рука на бедре и стойка соответствует стилю»? Когда ваша жизнь оказывается в опасности, разве вы думаете о методе, который вы изберёте, чтобы защитить себя? Почему же возникает двойственность?

Так называемый мастер боевых искусств – это плод тысячелетней пропаганды и обусловленности.

Почему люди зависят от тысячелетней пропаганды? Они могут считать «мягкость» идеалом по отношению к «твёрдости». Но что происходит, когда они сталкиваются с реальностью? Идеалы, принципы, представления о том, как «должно быть», становятся лицемерием.

Люди не хотят беспокойства, не хотят неопределённости, поэтому они определяют модели поведения, мышления, отношений с другими людьми. И становятся рабами этих моделей, принимая их за реальную жизнь.

Соглашения по определённым правилам движений, чтобы обезопасить участников, могут быть хороши для таких видов спорта, как бокс или баскетбол, но успех в джиткундо кроется в свободе применения, как и неприменения тех или иных приёмов.

Второразрядный ученик, слепо следующий за своим сэнсэем или шифу, перенимает его модели. В результате все его действия, движения и, что более важно, мышление становятся механическими. Ответные действия становятся автоматическими, в соответствии с принятым набором моделей, узкими и ограниченными.

Самовыражение всегда бывает общим и немедленным, вне концепции времени. И вы сможете по-настоящему выразить себя только тогда, когда освободитесь, физически и духовно, от фрагментарности.

 

Бесформенная форма

Я надеюсь, что специалисты боевых искусств больше интересуются их корнями, а не декоративными ветвями, цветами и листьями. Бесполезно спорить, какой именно листок, сочетание ветвей или цветов вы предпочитаете; когда постигнете суть корней, вы поймёте всё растение, а значит, и сумеете поместить на свои места ветви, листья, цветы и плоды.

Пожалуйста, не предпочитайте мягкость твёрдости, удары ногами – ударам руками, захваты – ударам, бой на длинной дистанции – ближнему бою. Отбросьте утверждение, будто «это» лучше, чем «то». Одного мы должны остерегаться – фрагментарности, которая отнимает у нас ощущение всеобъемлемости жизни и подменяет единство двойственностью.

В боевых искусствах есть проблема созревания. Созревание есть прогрессирующая интеграция личности со своей сущностью. Такая интеграция возможна только через настойчивое самопознание и свободное самовыражение, а не за счёт копирования некоей навязанной модели движений.

Течение боя основывается не на личном выборе или предпочтениях. В ходе боя истина постигается ежесекундно и только тогда, когда восприятие происходящего лишено осуждения, оправдания или любой другой формы его определения.

Джиткундо предпочитает бесформенность и потому может принимать любые формы. Не имея стиля, джиткундо подходит любым стилям. В результате джиткундо использует все стили и не связан ни одним из них и также использует все техники и средства, которые ведут к цели. В этом боевом искусстве эффективно всё, что приносит очки.

Высшее развитие ведёт к простоте. Половинчатое же развитие приводит к приукрашиванию. Несложно привести в порядок и отшлифовать несущественное во внешней физической структуре; однако избавиться или хотя бы уменьшить внутренние помехи – совсем другое дело.

Вы не сможете увидеть уличную драку во всей её полноте, если будете наблюдать её с позиции боксёра, борца, последователя дзюдо, карате, кун-фу. Ясное видение возможно только тогда, когда над вами не довлеет никакой из стилей. Тогда не будет приязни или неприязни: вы просто видите то, что вы видите, и картина будет целостной.

«То, что есть» существует только тогда, когда нет соперничества и приоритетов. Жить с «тем, что есть» – значит жить в спокойствии и мире.

Схватка не диктуется условностями кун-фу, карате или дзюдо. Поиск же противоположности какой-либо системе означает переход к другим условностям.

Последователь джиткундо выходит на бой, чтобы встретиться лицом к лицу с реальностью, а не с выкристаллизовавшейся формой. Его эффективное оружие – это оружие «бесформенной формы».

Отсутствие привязки означает, что конечный источник всего сущего недоступен человеческому пониманию, не рассматривается в категориях времени и пространства. Поскольку этот источник определяет все способы взаимоотношений, его называют «не имеющим привязки», а его свойства применимы везде.

Самовыражение не развить через форму, хотя форма есть часть самовыражения. Большее не ищут в меньшем, но меньшее можно найти в большем. «Не иметь формы» не означает быть без формы. Наоборот, «неимение формы» происходит от обладания ею. «Отсутствие формы» – это высшая реализация самовыражения.

Не отвергайте классический подход автоматически, без осмысления. Бойтесь превратить такой подход в автоматическую реакцию. Так вы лишь создадите ещё одну модель и попадётесь в новую ловушку.




www.etheroneph.com