Дизайн и эстетическое воспитание 1/2

Макет системы СФИНКС (СуперФункциональная ИНтегрированная Коммуникативная Система), 1987 год.

Источник: журнал «Техническая эстетика», №4, 1986 год.

Новая редакция Программы КПСС призывает «совершенствовать систему народного образования с учётом потребностей ускорения социально-экономического развития, перспектив коммунистического строительства, требований, выдвигаемых прогрессом науки и техники». Система образования, говорится в Программе, «должна чутко и своевременно реагировать на запросы производства, науки и культуры, обеспечивать потребности народного хозяйства в специалистах, сочетающих высокую профессиональную подготовку, идейно-политическую зрелость, навыки организаторской, управленческой деятельности».

Темой «круглого стола», которым проходил в ЦТЭ осенью 1985 года, стала связь двух важнейших направлений формирования личности и её социализации – трудового и эстетического воспитания. Сегодня трудовое (производственное, профессиональное) формирование молодого человека и его нравственное и эстетическое воспитание осуществляются параллельными и не связанными между собой путями. Однако новые задачи, поставленные партией и правительством перед системой образования, заставляют по-новому осмыслить и задачи эстетического воспитания, более органично связав его с практической деятельностью людей. «Эстетическое начало ещё больше одухотворит труд, возвысит человека и украсит его быт» – записано в Программе.

Реальным и продуктивным путём в этом направлении представляется путь слияния процессов трудового и эстетического воспитания через приобщение учащихся к дизайну, воплощающему в себе единство материальной и духовной культуры, технического и эстетического творчества.

Проблема имеет и ещё один аспект, связанный с развитием дизайна в нашей стране: острый дефицит в профессиональных дизайнерских кадрах требует принятия радикальных мер по расширению сферы дизайнерского образования, которое должно выйти из узких рамок художественных вузов и распространиться едва ли не на все уровни воспитания и образования – от детского сада до высшего учебного заведения. Особо важным звеном в этой цепи являются профессионально-технические училища, которые должны формировать эстетическое отношение к объекту и продукту труда у рабочих всех специальностей.

В связи с этим и возник широкий круг вопросов, обсуждённых на встрече, в которой участвовали: Абаева И. М.. руководитель студии детского творчества при ЦДЛ; Андреева И. А., канд. искусствоведения, главный искусствовед Общесоюзного дома моделей одежды; Анохин С. Ф., руководитель студии «Синтез» (г. Балашиха Московской области); Бармаш О. А., преподаватель студии детского творчества при ЦДА; Герман А. 3., преподаватель эстетики СПТУ №34; Дижур A. Л., ст. научный сотрудник ВНИИТЭ; Ермолаев А. П., канд. искусствоведения, ст. преподаватель МАрхИ; Зайцева Г. Н., инспектор Госпрофобра СССР; Кольченко И. А., канд. экономических наук, ст. научный сотрудник ВНИИТЭ; Курбатов В. 3., руководитель группы ВНИИТЭ; Новосёлова С. Л., канд. психологических наук, зав. лабораторией НИИ дошкольного воспитания АПН СССР; Осипова Л. Ф„ зав. отделом эстетики журнала «Семья и школа»; Сидоренко В. Ф., канд. искусствоведения, зав. отделом методики художественного конструирования ВНИИТЭ; Смольская Д. В., преподаватель СПТУ №20; Рубцов А. С., директор СПТУ №64, Тасалов В. И., доктор искусствоведения, ст. научный сотрудник НИИ искусствоведения; Устинов А. Г., канд. искусствоведения, ст. научный сотрудник ВНИИТЭ; Хан-Магомедов С. О., доктор искусствоведения, зав. отделом ВНИИТЭ; Чочиева Ж. В., мл. научный сотрудник ВНМЦ Госпрофобра СССР.

В настоящее время происходит всеобщая качественная перестройка образования. Важно осознать, какие требования эта ситуация объективно предъявляет к эстетическому воспитанию и дизайнерскому образованию.

Почему мы связываем эти две, казалось бы, вполне самостоятельные области образования?

Одной из главных, если не определяющих, тенденций современного этапа НТР является интеграция гуманитарных, естественных, технических дисциплин и производства, возникновение комплексных форм деятельности, объединяющих специалистов разного профиля и уровня в рамках целостных программ. Этого требует сложный, комплексный характер современных проблем. В перспективе следует ожидать дальнейшего широкого развития комплексных форм организации науки и проектирования, которые обеспечат междисциплинарные исследования и разработку актуальных проблем, необходимую мобильность кадров, гибкость структуры научных и проектных учреждений.

Непременное условие этого процесса – постоянный приток молодых кадров, способных подходить к делу творчески, новаторски и вместе с тем не отрывающихся от реальности. Огромную роль здесь призвано сыграть эстетическое воспитание подрастающего поколения через приобщение его к активным формам художественного творчества, которые не только развивают способности, но и формируют высокие культурные потребности, эстетический вкус, одухотворяют и возвышают груд человека и весь образ его жизни. К подобным активным формам эстетического воспитания следует отнести в первую очередь дизайн, связывающий в нераздельное целое целесообразность и красоту, техническое и эстетическое начала творческой деятельности. Эстетическое здесь предстаёт как мощный интенсивный фактор, многократно усиливающий творческий потенциал и профессиональный уровень деятельности. Поэтому дизайн, безусловно, является одной из наиболее эффективных практических форм эстетического воспитания в том именно русле, которое осознано как ведущая тенденция нового этапа развития образования (интеграция гуманитарных, научно-технических и производственных знаний, дисциплин, профессий, формирование творческой, гармонично развитой личности).

Хороший дизайн, то ость высокое качество конечной продукции, отвечающее потребностям нашего народа, может быть результатом только общей высокой дизайнерской культуры на всех уровнях создания продукта (от идеи до изготовления), включая критерии высокой профессиональной культуры инженера-конструктора и квалификацию рабочего, изготавливающего изделие. При разделении труда дизайн остаётся тем нераздельным качеством, которое должно пронизывать все уровни, аспекты и элементы деятельности по созданию предметного мира. Вот почему так важно включение основ дизайна на всех этапах образования – от дошкольного до вузовского. Откройте для себя широкий ассортимент игр, включая слоты, рулетку, покер и многое другое. Получайте бонусы за каждый депозит и участвуйте в эксклюзивных акциях. Ramenbet - это ваше место для больших выигрышей и незабываемого азарта.

Таким образом, вопрос об эстетическом воспитании сегодня очень тесно переплетается с вопросом о дизайнерском образовании.

Каким образом включать дизайн в систему эстетического воспитания и профессионально-технического образования? Как перестраивать на основе дизайна эстетическое и профессионально-трудовое воспитание молодёжи? При каких условиях возможна такая перестройка? Наконец, каково отношение ко всем этим вопросам тех, кто непосредственно занимается эстетическим воспитанием и профессионально-трудовой подготовкой нашей молодёжи?

Эти и другие сопутствующие вопросы, я думаю, мы и должны прояснить за нашим «круглым столом».

 

Д. В. СМОЛЬСКАЯ

Осуществляемая в стране реформа общеобразовательной и профессиональной школы направлена на сближение, а в перспективе – на слияние профессиональной и общеобразовательной школ. Это значит, что о системе профтехобразования уже сегодня нужно усилить внимание к тем дисциплинам и учебно-воспитательным средствам, которые обеспечивают высокую общеобразовательную подготовку, формируют творческие способности, мышление, культуру, идеалы, вкус, закладывают способность создавать, преобразовывать мир по законам красоты. В связи с этим возрастает роль эстетического воспитания подрастающих поколений на основе приобщения к такой активной форме художественно-предметного творчества, как дизайн.

Дизайн развивает творческие способности, формирует подлинный эстетический вкус, воспитывает здоровые потребности. Но главное преимущество дизайна перед другими видами художественного творчества заключается в том, что он позволяет органически соединить эстетическое воспитание и профессионально-трудовое обучение, ибо творческий процесс создания эстетически полноценной вещи (от проектного замысла до изготовления материале) под руководством опытного дизайнера-педагога – это наиболее эффективная форма решения вышеназванной задачи.

Напомню, что о новой редакции Программы КПСС об образовании говорится о необходимости эстетического воспитания «на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры». К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время образование нередко ориентируется на отсталые формы практики. Во многих ПТУ производственное обучение осуществляется на устаревших образцах изделий чрезвычайно низкого дизайнерского уровня. Тем самым наносится большой, ещё никем не подсчитанный ущерб обществу: запланированная потеря темпов его развития, заниженный общий уровень квалификации специалистов и в конечном счёте низкое качество производимых товаров и услуг населению.

Например, в швейных СПТУ, за небольшим исключением, обучение специальности ведётся в отрыве от реальной динамики моды, от прогнозирования её развития, от творческого процесса создания новых, перспективных высокохудожественных моделей одежды. А это значит, что у будущих рабочих, мастеров, технологов, конструкторов, дизайнеров одежды не формируется необходимый высокий критерий профессионализма и качества продукта на всех этапах его формирования и продвижения к потребителю – оценка проекта, выбор и закупка изделий на оптовой ярмарке, планирование производства, контроль качества и т. д. Не приходится удивляться, что изделия, обладающие подлинной новизной, прогрессивностью и высокой художественностью, как правило, не выдерживают конкуренции с изделиями, выполненными в соответствии со стереотипами и образцами, на которых сформировался эстетический вкус бывших выпускников профтехучилищ.

Время ставит нас перед необходимостью решать задачи, лежащие на стыке различных проблем, дисциплин. В этой ситуации особенно остро возникает необходимость в формировании проблемного мышления, способности к самостоятельной творческой работе, к выработке решений, на которые нет заготовленного ответа. Учащихся с самого начала необходимо приучать мыслить комплексно, формировать у них навыки работы в контакте с другими специалистами, умело использовать знания из смежных областей для решения своих специальных задач. Применительно к швейным СПТУ это означает необходимость включения специальности швейного мастера в более широкое понятие «дизайн одежды».

Что это означает практически?

Думаю, что в системе профтехобразования следует выделить несколько базовых училищ для экспериментальной разработки новых методик, органически включающих дизайн в учебно-воспитательный процесс и профессиональную подготовку. В структуре этих училищ надо создать учебно-производственные дизайн-бюро (по аналогии с НИС в вузах), которые должны иметь штат профессиональных дизайнеров, способных вести проектную и научно-методическую работу по профилю данного училища. Главной функцией этих дизайн-бюро в структуре СПТУ станет обеспечение связи профессионального образования с передовыми направлениями динамически развивающейся проектной практики, с актуальными проблемами культуры, моды и системы услуг населению.

В дизайн-бюро должны разрабатываться проекты и образцы продукции, отвечающей современным требованиям. К разработке проектов и образцов привлекаются преподаватели спецдисциплин, мастера производственного обучения и учащиеся. Одновременно эти работы станут формой повышения квалификации преподавателей и мастеров, а также будут способствовать воспитанию дизайнерского (то есть эстетического и профессионально-творческого) мышления у учащихся.

К работе в дизайн-бюро надо привлекать наиболее способную молодёжь, которая впоследствии составит высококачественный контингент абитуриентов в технических вузах. Кроме того, целесообразно создать в экспериментальных СПТУ и учебные дизайн-студии по типу НСО в вузах.

При швейных СПТУ имеются ателье, которые в настоящее время едва ли могут конкурировать по качеству обслуживания клиентов даже с рядовыми и маловыразительными городскими ателье. Между тем, именно ателье при СПТУ на основе дизайн-бюро могли бы стать органическим звеном учебно-воспитательного процесса, формирующим профессиональные навыки в единстве со всем комплексом культурных качеств личности (эстетических, этических, социальных). Учебные фирменные ателье должны отличаться от обычных экспериментальным, творческим характером, идти впереди, а не позади достигнутого уровня культуры услуг.

Аналогичные идеи можно и нужно реализовать и в других СПТУ, связанных с производством изделий культурно-бытового назначения: мебели, светильников, посуды, обуви, кожгалантереи, электробытовых приборов, радиоэлектронных изделий, велосипедов и др.

Весьма перспективна идея создания фирменного магазина системы профтехобразования, дискуссия по которой развернулась на страницах журнала «Профтехобразование». Важно, чтобы она не была сведена к проблеме сбыта любой продукции училищ. Фирменный магазин в системе профтехобразования должен решать в первую очередь учебно-воспитательные задачи, из которых вытекают задачи торговые, а не наоборот. Для этого нужно разработать дизайн-программу «Фирменный магазин системы профтехобразования», в которой будут целенаправленно спроектированы и гармонично согласованы все аспекты: дизайн среды и организация оборудования, фирменная одежда для персонала магазина, дизайн-программа ассортимента товаров, реклама, стиль обслуживания покупателей, программа маркетинга, программа работы магазина в качестве выставочного павильона или дизайн-центра системы профтехобразования и т. д.

Короче говоря, если правильно понять основную направленность тех изменений, которые предполагаются реформой общеобразовательной и профессиональной школы (речь идёт о воспитании гармонично развитой личности), то мне представляются совершенно необходимыми следующие принципы построения профессиональной подготовки и эстетического воспитания в СПТУ:

1) идея единство красоты и пользы должна пройти через весь учебно-воспитательный процесс;

2) дизайн должен быть органически включён в профессиональную подготовку и стать её основой;

3) центром учебно-воспитательного прицепа должно стать учебно-производственное дизайн-бюро;

4) необходимо выделить головные СПТУ в соответствии с отраслями промышленности и создать в них учебные дизайн-бюро с целью экспериментальной разработки новых методов обучения;

5) необходимо «навести мосты» между родственными училищами и связать СПТУ с научными и проектными организациями, техникумами, вузами;

6) необходимо создать в системе профтехобразования свой собственный фирменный магазин;

7) необходимо на базе учебных дизайн-бюро в головных СПТУ организовать переподготовку и повышение квалификации преподавателей;

8) необходимо создать учебники и учебно-методические пособия, отражающие новый подход в профтехобразовании.

 

А. Л. ДИЖУР

Представляется, что важнейшие недостатки эстетического воспитания в школе – дискретность составляющих его элементов, их оторванность друг от друга и потребительская, нетворческая направленность этого воспитания. Именно это породило такие явления, как спор «физиков и лириков», отражавший недооценку гуманитарного направления в воспитании нового человека, чреватую мировоззренческими просчётами.

У нас в стране впервые в истории в качестве важнейшей цели государства и общества провозглашено всестороннее развитие личности, создание благоприятных условий каждому человеку для наиболее полного раскрытия его возможностей и способностей. Конечно, своё место в этом процессе должно занять многостороннее приобщение людей к богатствам искусства и культуры во всех формах, включая художественную самодеятельность. Здесь у нас, несомненно, имеются успехи. Однако этого мало. Нужно, чтобы всё обустройство жизни человека – и быт, и отдых, и труд – было проникнуто эстетическим началом. Положение это повторяется настолько часто, что его можно считать общепризнанным, и всё-таки для его последовательной реализации именно в сфере воспитания делается пока немного. Например, думается, что в сфере производственного обучения в общеобразовательной школе и в профессионально-технических училищах совершенно недостаточное внимание уделяется изделию, над которым работает учащийся, предмету труда – его эстетическим свойствам, качеству, дизайну. Вытачивая отдельную деталь, учащийся должен видеть перед собой конечный результат работы – красивую, удобную, эффективную о пользовании вещь, участием в создании которой мог бы гордиться. Имеются прекрасные примеры приобщения учащихся к проектированию таких изделий, что, несомненно, является плодотворнейшей формой эстетического воспитания. Но, во-первых, они пока единичны, а, во-вторых, слабо распространяются и пропагандируются.

Никто теперь не оспаривает огромного воспитательного значения окружающей ребёнка предметной среды: и интерьеров детских учреждений, и их оборудования, и игрушек, и спортивных принадлежностей, и посуды и т. п. Для того чтобы всё это вместе взятое создавало гармоничное окружение, необходимо проектировать все элементы с позиций дизайна как единый комплекс. Учитывая массовость дошкольных и школьных учреждений, это было бы оправданно и в экономическом плане. Между тем, в настоящее время этого не делается, и такое сильное средство формирования среды для детей как дизайн-программы не используется. В Министерствах просвещения СССР и союзных республик нет дизайнеров, проектирующих оборудование детских учреждений или хотя бы выдающих промышленности технические задания на его проектирование. Если учесть, что формирование предметной среды в широких масштабах – процесс достаточно сложный и длительный, то мы, таким образом, упускаем время и для совершенствования той среды, в которой будут воспитываться дети нынешних детей в XXI веке.

Дизайн и подрастающее поколение... Эта тема многогранна и неисчерпаема. Плохо, что всерьёз, на научно-теоретической и организационно практической основе ею занимаются очень мало. Взять хотя бы только два аспекта. За рубежом в последние годы было обращено внимание на воспитательный потенциал самого дизайна, прививаемого им социокультурного мышления. Дизайн вводится в число обязательных дисциплин, преподаваемых в общеобразовательной школе. Мы пока не включили его даже в число факультативных предметов. Необходимо подумать и о создании базы для подготовки школьников к получению в будущем профессии дизайнера, которая требует от абитуриентов не меньшей художественной подготовленности, чем другие творческие профессии. Очевидно, что для этого целесообразно создать специальные классы и школы в тех городах, где имеются готовящие дизайнеров вузы или крупные дизайнерские организации.

В швейном СПТУ №20 специальность швейного мастера включается в понятие «дизайн одежды»: учащихся приучают мыслить комплексно, нетрафаретно, под руководством преподавателей они разрабатывают новые, перспективные, высокохудожественные модели одежды. Это значит, что у будущих мастеров, модельеров формируется необходимый высокий критерий качества модели одежды на всех этапах её создания – от идеи до готового образца.

 

Ж. В. ЧОЧИЕВА

В преподавательской деятельности под эстетическим воспитанием мы понимаем не преподавание рисунка, а систематическое развитие творческих способностей: трудовое и научное образование, лишённое этого элемента, было бы «обездушенным».

Несмотря на это, основной недостаток эстетического воспитания сегодня – недооценка его воспитывающего и развивающего потенциала, отношение к нему как к необязательному довеску в образовании или в лучшем случае – подмена общего частным, то есть художественным воспитанием.

Думается, что именно дизайн обладает разработанной системой формирования творческих способностей учащихся, которая нуждается лишь в педагогической интерпретации для внедрения в практику обучения и воспитания. При этом перспективным представляется не «встраивание» её в ныне действующую в системе профтехобразования программу курса «Эстетическое воспитание», а комплексное внедрение в складывающуюся в ПТУ единую систему образования. Благодаря междисциплинарному, межцикловому характеру курс «Эстетическое воспитание» ориентирован на нравственно-эстетическое воспитание учащихся и помогает формированию у них целостного восприятия всего содержания профессионально-технического образования, в котором на сегодняшний день преобладают процессы дифференциации над интеграцией, что ведёт к дробности, фрагментарности знаний.

Ядром системы эстетического воспитания в ПТУ является производственное обучение, то есть эстетическое воспитание в процессе производственного труда. Это и даёт возможность для внедрения принципов, форм и методов художественного конструирования.

Возрастающее значение курса «Эстетическое воспитание» связано и с качественной перестройкой современного производства: компьютеризацией, роботизацией, внедрением гибких автоматизированных систем. Например, необходимым условием развития компьютерного языка является развитость художественно-образного мышления. Сегодняшний рабочий-оператор должен уметь за частным сигналом дисплея увидеть, представить целостную картину всего технологического процесса. В противном случае он рискует превратиться в живой придаток кнопочного или клавишного хозяйства, не отягощённый чувством элементарной ответственности за порученное дело. Именно способность к поисковой деятельности является непременным условием стабильности действия системы «человек – машина».

Мне кажется, что дизайн в отличие от искусства, как средства художественно-образного познания, в эстетическом воспитании должен выступать именно в качестве универсального проективного подхода, призванного гармонизировать отношения между психофизиологическими особенностями человека и второй, искусственной, природой.

Конечно, дизайн должен внедряться комплексно, на всех уровнях эстетического воспитания. Это должны быть типовые дизайн-проекты по эстетизации и гармонизации учебно-производственной среды профтехучилищ в соответствии с профилем училища, комплекты средств наглядности и дидактических материалов: программно-методическая литература, знакомящая инженерно-педагогических работников с основными принципами, идеями, формами и методами художественно-технического проектирования, законами формообразования, светотени, ритма графических изображений и т. п. В цели урока должно входить развитие чувства объёмно-пространственного мышления, воображения, фантазии... Какое разнообразие проблемных ситуаций на уроке можно представить через художественное проектирование хотя бы на уроках технического черчения! Какие интересные программы можно составить для кружков технического творчества, юных рационализаторов, изобретателей! А межпредметные связи, интегрирующие учебный процесс!

Не сомневаюсь, что практика внедрения идей и достижений дизайна в учебно-воспитательный процесс обязательно повлечёт за собой переосмысление и модернизацию таких традиционных педагогических понятий, как «трудовое воспитание», «трудовое обучение», «культура труда», «политехнизм», «общетрудовые умения и навыки», возведение знаний, навыков и умений художественного конструирования в ранг общетрудовых. И всё это – лишь робкий прогноз на «революционное» вторжение дизайна в систему образования.

Форма сотрудничества ВНИИТЭ и его филиалов с Госпрофобром СССР и республиканскими комитетами видится в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных направлениях:

– комплексное внедрение идей и достижений дизайна во все звенья учебно-воспитательного процесса в ПТУ;

– совместная учебно-производственная деятельность ВНИИТЭ и ПТУ по выполнению реальных государственных заказов но основе хозрасчёта и самоокупаемости.

В интеграции деятельности системы производственно-технического образования и ВНИИТЭ в единый экономический узел видится программа качественного обновления подготовки рабочих кадров не только как основной производительной силы страны, но и как субъекта культурного строительства.

 

С. О. ХАН-МАГОМЕДОВ

Хотелось бы сказать несколько слов об общих проблемах эстетического воспитания и роли в этом дизайна.

Цель эстетического воспитания человека – развитие в нем способности и потребности наслаждаться красотой и, главное, жить в красоте и по законам красоты. К этой цели не может привести только изучение памятников истории и теории искусств. Необходимо обретение челоиеком опыта и навыков художественного творчества. Но полное пробуждение в человеке художника, творца и ценителя прекрасного вызывает только художественная деятельность, непосредственно вложенная в жиэнестроительство. В первую очередь к ней относится создание и украшение предметной среды своей жизнедеятельности, то есть деятельность, близкая к дизайнерской. Не случайно тысячелетия первой и лучшей школой эстетического воспитания были создание и украшение своего жилища, сооего дома и его предметной среды. В процессе созидания человек осваивал художественные ценности и традиции родной культуры, начинал чувствовать себя художником и понимать психологию и логику художественного творчества людей и народов. Сегодня необходимой школой художественного воспитания также могут и должны быть самодеятельное проектирование и создание человеком предметной среды своего жилища, участие в оборудовании и украшении школы, пионерского лагеря, института, оформление самодеятельных спектаклей, выставок, народных музеев, праздников и т. д. и т. п.

 

С. Л. НОВОСЁЛОВА

Период детства, в том числе и дошкольного, имеет непреходящую ценность в общем жизненном цикле человека. То, что закладывается в раннем возрасте – это база, фундамент, который позволяет в дальнейшем осуществлять разнообразные общеобразовательные мероприятия, в том числе и те, которые сегодня обсуждаются по отношению к формированию нового человека социалистического общества.

Маленький ребёнок не может участвовать в сознательном создании красоты жизни – его должна воспитывать среда. Однако дети раннего и дошкольного возраста довольно редко растут в среде, созданной при участии дизайнеров. Организация игрового и жилого пространства ребёнка в семье, как правило, оставляет желать лучшего. Как показали исследования, игрушки обычно покупаются случайные. Помещаются они иной раз вместе с обувью, в прихожей, чтобы не помешать «эстетике» остальных помещений, в других случаях лежат в безобразных ящиках и т. д. Не лучше картина и в дошкольных учреждениях, где среда создаётся воспитательницами, практически не знакомыми с законами её формирования.

Но представим, что родители, воспитатели дошкольных учреждений и т. д. в полной мере получили художественное или дизайнерское образование. Решит ли это проблему? К сожалению, нет. Существует огромная сфера, за которую народное образование не ответственно. Многие отрасли лёгкой промышленности работают над проектированием игрушек и других предметов для детей без всякого участия дизайнеров.

Думаю, что образованная в Институте дошкольного воспитания группа проблем игрушки, которая в будущей пятилетке будет работать над темой «Совершенствование всестороннего воспитания детей средством игры и игрушки», должна вступить в деловой контакт с ВНИИТЭ. Такое сотрудничество необходимо, так как эргономические исследования в этой области, например, невозможны без участия детских психологов и педагогов. Предлагаю подключить к этой работе такие проектные организации, как Загорский институт игрушки в ЦКТБ игрушки Минлегпрома.

Наконец, наши художественные вузы не готовят специалистов по художественному и инженерному проектированию игрушек. Давно назрела необходимость в создании соответствующих кафедр, так как огромная сеть лёгкой промышленности работает без специалистов в этой области. Это серьёзная государственная проблема, и пока мы её не решим, важный участок эстетического воспитания не будет иметь основы.

 

Л. Ф. ОСИПОВА

Наш журнал «Семья и школа», выпускаемый трёхмиллионным тиражом, адресован главным образом родителям. Но мы хотим, чтобы журнал стал трибуной для всех людей, искренне заинтересованных в вопросах эстетического воспитания подрастающего поколения. Публикации могут быть в виде отдельных статей, серий статей или целого курса, с чертежами, рисунками и т. д. Мы знаем, что у родителей есть в этом огромная потребность. Но пока нет людей, которые могли бы постоянно сотрудничать с нашим журналом по проблемам эстетического воспитания детей в семье.

С просьбой присылать нам такие статьи я обращаюсь и к участникам сегодняшней встречи, и ко всем авторам и читателям журнала «Техническая эстетика».

 

С. Ф. АНОХИН

Представления о том, что «красиво» и что «некрасиво» складываются почти одновременно с представлениями о том, «что такое – хорошо и что такое – плохо». Поэтому необходимо, чтобы ребёнок ещё в «игрушечном» варианте получил и усвоил эстетические основы. В противном случае задачи эстетического воспитания в большей степени превращаются в задачи перевоспитания. Попытки практического решения этих вопросов предпринимаются сейчас лишь в детских студиях, так или иначе адресующихся к дизайну и использующих в своей работе его формы и методы. Такие студии успешно действуют уже не один год, являясь по сути творческими лабораториями в общей системе эстетического воспитания. Это подтвердили прошедшая в ЦТЭ выставка «Дети рисуют – взрослые проектируют» и вызванный ею резонанс.

Если говорить в целом о том новом и положительном, что принесло с собой появление детских студий дизайна, то это, во-первых, их ярко выраженное инициативное начало, во-вторых, жанровое и методическое разнообразие при общей конечной цели и, в-третьих, злободневность самой тематики.

Если говорить о нашей студии, то основной своей целью мы считаем повышение творческой активности детей, развитие их способности мыслить нетрафаретно. Для этого потребуется решить множество задач, главной из которых является попытка в игровых ситуациях рассмотреть природу, архитектуру, предметное окружение, в их единстве находя в детском восприятии адекватные формы и способы выражения.

Сейчас это вопросы нашей программы, требующие практического воплощения.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ




www.etheroneph.com