У истоков искусства и религии 2/2

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО МИФА

Вопрос о происхождении мифологии – один из самых трудных и до сих пор не решенных наукой. Этнографические и, тем более, археологические источники не дают на него прямого ответа. Поэтому суждения здесь неизбежно носят гипотетический характер. Изложенная ниже концепция также гипотетична, она требует дальнейших исследований и обсуждения.

Чтобы понять происхождение первобытного мифа, нужно, на наш взгляд, остановиться, во-первых, на соотношении магического и мифологического сознания и, во-вторых, на соотношении мифа и обряда.

Подробнее: У истоков искусства и религии 2/2

 

У истоков искусства и религии 1/2

Источник: «Наука и религия» № 12 за 1981 год и №1 за 1982 год. Долго решал в какой именно раздел поместить эту статью. Помещаю сюда, а не в (анти)религию, т.к. всё-таки ключевым здесь является искусство и возникновение мировоззрения с исторической и научной точек зрения, а не мифология как таковая.

Картинки из статьи (2-3 штуки) решил не выкладывать из-за плохого качества. Титульная картинка не из статьи ;-)

Подробнее: У истоков искусства и религии 1/2

 

Комментарии к материалам следственных дел сотрудников ГАХН

Автор: О. С. Северцева

В конце двадцатых годов усилились нападки на деятельность Государственной академии художественных наук, которые привели к её директивному закрытию.

В протоколах допросов бывших членов Академии 1935–40-х годов есть высказывания, характеризующие положение дел в ГАХН в последний период её существования. При чтении этих текстов необходимо учитывать «редакцию НКВД» и навязанные арестованным формулировки.

Подробнее: Комментарии к материалам следственных дел сотрудников ГАХН

 

Из истории «чисток аппарата»: ГАХН В 1929 - 1932

Автор: Ю.Н. Якименко.

В современной исторической литературе значительное внимание уделяется выявлению форм и методов репрессивной политики большевистской власти, определению их масштабов и последствий. Однако различные периоды ее осуществления освещаются неравномерно: наибольшее внимание к периоду Гражданской войны и первых лет Советской власти, эпохе Большого террора, меньшее – рубежу 1920 – 1930-х гг. с его многочисленными политическими кампаниями, ознаменовавшими поворот руководства страны к новому курсу в отношении «старых специалистов». Среди этих кампаний важнейшую роль играла «проверка и чистка советского аппарата»: именно с ней в современной литературе связываются приостановление регистрации новых общественных объединений циркулярами НКВД, «дело Пильняка и Замятина», писательские «покаяния», самороспуски литературных организаций и т.д.

Подробнее: Из истории «чисток аппарата»: ГАХН В 1929 - 1932

 

Наука об искусстве в России 1920-х годов

Материалы международной конференции, Москва, 28–29 февраля 2008 г. Автор статьи: Надежда Подземская

Русское искусство начала 1920-х годов часто рассматривается сквозь призму авангарда, в результате чего целые его пласты остаются вне поля зрения исследователей. А ведь, при всей своей громкости и ожесточенности, инспирированные художниками авангарда идеологические дебаты нередко носили поверхностный и конъюнктурный характер, являясь, по сути, лишь вершиной айсберга, в основании которого лежало множество самых разных явлений, часто весьма далеких от собственно «авангардной культуры».

Подробнее: Наука об искусстве в России 1920-х годов

 

Забытая академия

Психологические исследования 2010 - No. 1(9). Тезисы докладов участников конференции

Представлена информация о Государственной академии художественных наук (ГАХН), специфике и направлениях её деятельности, и о посвящённой этому уникальному культурному центру международной конференции (Берлин, декабрь 2009 г.). Публикуемые тезисы докладов дают возможность представить как содержание работы самой академии, так и тех дискуссий и проблем, которые порождает ее научная деятельность в настоящее время.

Участники конференции, тезисы докладов которых представлены в данной публикации (с разрешения организаторов конференции): Igor Chubarov, Maryse Dennes, Wolfgang Eismann, Patrick Flack, Sergey Gindin, Ljudmila Gogotishvili, Rainer Grübel, Peter Grzybek, Aage Hansen-Löve, Anke Hennig, Emmerich Kelih, Gun-Britt Kohler, Tatyana Martsinkovskaya, Alexander Nebrig, Nikolaj Plotnikov, Nadežda Podzemskaja, Sylvia Sasse, Galin Tihanov, Margareta Tillberg, Georg Witte.

 

Подробнее: Забытая академия

 

Структура ГАХН, часть 1/3

Источник: оригинальные материалы Академии, взятые с сайта Язык Вещей. Документ примерно 1923 года, когда Академия называлась Российской Академией художественных наук. Переименование в Государственную произошло немного позже, в 1925 году, но структура и направления деятельности сохранились, а это главное.


Подробнее: Структура ГАХН, часть 1/3

 

Структура ГАХН, часть 2/3

CЕКЦИИ

Три горизонтальные линии – линия изучения элементов, линия социологического исследования и линия теоретического обобщения – пересекаются рядом вертикальных линий по видам искусства: литература, театр, музыка, пространственные искусства и т. д.

Как и отделения, секции имеют свои пленарные заседания, куда входят все действительные члены Академии, ведущие работу в соответствии с задачами секции. Общее руководство деятельностью секции возлагается на президиум в составе: председателя, его заместителя, ученого секретаря и нескольких членов. Президиум избирается в пленарных заседаниях секции и утверждается Правлением Академии. Каждая из секций образует в своем составе, с ведома и утверждения Правления, отделы, комиссии, группы и т. д.

В соответствии с этим при Академии образованы следующие секции.


Подробнее: Структура ГАХН, часть 2/3

 

Структура ГАХН, часть 3/3

КОМИССИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

10 декабря 1921 г. Народный Комиссар Просвещения А.В. Луначарский выступил в пленарном заседании Академии с докладом на тему: «Задачи государства в области искусства». И докладчик, и выступившие после него оппоненты, единодушно отметили важность затронутого вопроса. В заключение собрание признало, чтобы Академия, наряду с общеакадемическими задачами, включила в сферу своей деятельности и изучение вопросов художественной промышленности.

Подробнее: Структура ГАХН, часть 3/3

 

Дифференциальное искусствоведение, часть 2/2

ЧИТАТЬ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ

VI. ЭКФАТИКА

Ближайшая к морфологии искусствоведная наука некоторым образом противоположна эстетике и в то же время непосредственно близка к ней. Её предмет: искусство как выражение и раскрытие замысла художника; объектом её служит та связь, что соединяет произведение искусства с его мастером, т.е. своеобразное проявление личной художественной воли, обнаруживающей качество творческой интенции. Художественное произведение рассматривается здесь не как законченный организм, но как знак становящегося мастерства художника, как его духовная лаборатория.

Подробнее: Дифференциальное искусствоведение, часть 2/2

 

Facebook

ВКонтакте