Образ чёрта в русской устной прозе

Источник: Э.В. Померанцева "Мифологические персонажи в русском фольклоре", 1975 год.


Чёрт – самый популярный персонаж русской демонологии. Его образ широко отражен в русском искусстве разных видов и эпох: его знает древнерусская живопись и современная скульптура, русская литература от житий и апокрифов до современной поэзии и прозы, к нему обращались заговоры и заклинания, его поминают многочисленные пословицы, о нем и его происках рассказывают «были», легенды и сказки.

Образ чёрта в народных представлениях и связанных с ними фольклорных рассказах нередко соединяется с образом водяного, лешего, даже домового. «Народ думает, что черти живут в болотах, мельницах, банях. Они приходят в деревню ночью и уносят то, что не благословясь положено, иногда проклятых детей», – писал новгородский краевед К. Черемхин в конце XIX в.

Подробнее: Образ чёрта в русской устной прозе

 

Узелковое письмо древних славян

Вспомнил, что в 90-х родители выписывали довольно интересный журнал "Наука и религия". И в одном из номеров я прочитал статью "Узелковое письмо древних славян" за авторством некоего А.Барашкова. Позже выяснил, что Барашков - это Бус Кресень, он же - Александр Асов. Похоже, что статейка - это очередная фолк-хистори... Ну ладно, пусть будет. Кроме собственно статьи приводится её критика от двух авторитетов - Д.С.Лихачёва и Б.А.Рыбакова.

Подробнее: Узелковое письмо древних славян

 

Христианство или коммунизм?

Это продолжение статьи "Воинствующий атеист". Здесь Луначарский отвечает митрополиту Введенскому. Источник тот же – сборник "Атеистические чтения", 1981 год.


Из выступления А. В. Луначарского на диспуте с митрополитом А. Введенским 20 сентября 1920 года.

Гр. Введенский прежде всего устанавливает, что марксизм - прежде всего экономика и даже, может быть, целиком экономика, в то время как христианство гораздо шире и после всего экономика. К этому я должен сделать поправку: марксизм не есть только экономика, марксизм представляет собою целостное философское миросозерцание и совершенно определенно (и с полной уверенностью) претендует на то, что оно даст ответ на все вопросы, в том числе и на те, которые были поставлены религией. ...Я постараюсь доказать, что мы имеем не менее стройную, законченную философию, только не заражённую остатками древних представлений, а идущую целиком по путям нового, точного, научного, критического человеческого мышления.

Подробнее: Христианство или коммунизм?

 

Воинствующий атеист

А.В. ЛуначарскийМне нравятся как идеи Луначарского, так и проводимая им политика. Так же мне интересна тема Революции, но не в плане того, что "вместо одного царька посадим другого", а именно Революции на уровне сознания, на уровне изменения взаимоотношений в социуме, революция в восприятии творчества и искусства... И что меня больше всего радует, так это то, что все эти изменения тогда проводилось на уровне государства!
Когда мы придём к власти™ я обязательно воспользуюсь идеями Луначарского! ;-)
Статья из сборника "Атеистические чтения".

Подробнее: Воинствующий атеист

 

Культурная и церковная политика Советской власти

Глава из "скандально" известного учебного пособия А.С. Барсенкова и А.И.Вдовина "История России 1917-2009". В учебнике просто отлично описан период после революции 1917 года. Мне интересна тема модернизации и то, как её проводили в то время. Тогда была действительно настоящая модернизация, а не те байки, которые сегодня нам в уши льют кремлёвские импотенты!

Ещё мне интересно, а связана ли "культурная революция" с настоящей, социальной революцией 1917 года? Почему произошёл "взрыв" новейших течений в искусстве именно в этот период? А может быть наоборот - прогрессивные идеи вызвали эти катаклизмы? Как добились прорыва в науке и технике? Почему, несмотря на революцию, Первую мировую войну, голод и разруху всё-таки находились люди, которые что-то придумывали, изобретали, разрабатывали, исследовали?

Подробнее: Культурная и церковная политика Советской власти

 

Что такое «чёрная теология»?

В своей статье А.М. Каримский пытается разобраться в таком явлении, как "чёрное христианство" - христианство, исповедуемое чёрным населением США. Автор рассматривает причины возникновения, становление и идеологию этой религии. Так же рассматривает "чёрную теологию" как фундамент, на котором строился чёрный расизм.

Источник: сборник "Атеистические чтения" №13.

Подробнее: Что такое «чёрная теология»?

 

Кунцевское городище

Статья из журнала "Наука и религия" №1 за 1978 год и в оригинале называется "Раскопки на "проклятом месте"". Картинки плохи, как всегда, не знаю, можно ли найти фотографии представленных объектов в лучшем качестве. Я не искал. Кому интересны подробности об этом месте - в Интернете достаточно много информации со схемами, рисунками и пр.
Автор статьи: А. Векслер (руководитель Кунцевской археологической экспедиции).

Подробнее: Кунцевское городище

 

Мифы глубокой древности

Статья посвящена проблеме ареального распределения мифологических мотивов. Автор пытается разобраться, почему же у цивилизаций, разделённых временными и пространственными расстояниями в легендах и приданиях обнаруживаются одинаковые сюжетные линии, почти одни и те же герои, решаются одни и те же задачи.
Источник: журнал "Природа", №4 за 2005 год.

Подробнее: Мифы глубокой древности

 

Во что верили древние евреи?

Жертвоприношение Илу. Угарит. 2 тыс. до н.э.

Статья из сборника "Атеистические чтения", 1988 год. Автор: И.Ш. Шифман.

Когда уже подготовил статью после сканирования, обнаружил, что в Сети она уже есть. Ну и ладно...

 

 

Подробнее: Во что верили древние евреи?

 

Шаманы и шаманство

Статья, как ясно из названия, о саянском шамане и шаманизме вообще.

С выводами автора я не согласен. Шаманство можно рассматривать как одну из разновидностей "кирпичиков" для построения собственного мировоззрения. При этом не обязательно скакать с бубном вокруг костра!

Шаманские традиции - это источник древних знаний, которые нигде больше не зафиксированы, а передаются из уст в уста, от поколения к поколению. А знания эти вполне могут быть полезны не только для этнографов, но и в современных специфических исследованиях и других интересных сферах деятельности...

Источник: сборник "Атеистические чтения" (1981).

Подробнее: Шаманы и шаманство

 

Facebook

ВКонтакте