Страшный суд

Фельетон про комсомольский ад, рай и чистилище из "Смены" №5 за 1926 год.

СТРАШНЫЙ СУД
(Объяснения для экскурсантов, осматривающих эту картину).

На этой картине, дорогие товарищи, талантливым карандашом В. Сутеева изображены, в назидании малым сим, комсомольский рай, ад и чистилище. Подойдите же, товарищи, к этой картине с трепетом и смирением и рассмотрите её прилежно. Во-первых, взгляните на самый верх картины и вы узрите всю благость и мудрость вышних сфер в лице непреклонного Чаплина, пылкого Ломинадзе, проницательного Мильчакова, строгого Матвеева и непогрешимого Соболевa. Проникнувшись достодолжным уважением к сим избранным, опустите ваш взор туда, где праведные души вкушают заслуженное блаженство. Се – рай!

Увы, узка тропа в него, но велико счастье попавших.

Взгляните на яростного разоблачителя "спящих охран труда" (1), не испытывающего (наконец-то!) недостатка в средствах производства, или на человека, который получил право на беспрепятственное житье в грязи (2), не боящегося никаких санкомиссий. А вот (3) активист, имеющий возможность отдохнуть и поразвлечься, а вот и (4) деревенский доблестный активист, всю жизнь страшившийся согрешить с делом и награжденный за это воздержание от дел самогонным аппаратом и гармошкой. Остановите ваш взор и на франте (5), получившем возможность одеваться по самой последней райской моде, а также на франтихе освободившейся, наконец, от мещанской женственности. А вот, пониже, деятельный строитель "нового быта" (6) тешит своё сердце видом райских дев, любящий выпить (7) получает сытную закуску, (не нарпитовскую), комсомолке (8) доверено заведывание райско-парфюмерией, любитель уюта (9) имеет в раю жену, самовар, канарейку, отпрыска и даже тещу (теща на картине не вышла). А вот чрезмерно ретивого администратора (10) почтительно дожидаются десятки автомобилей. И даже тот, который всю жизнь соблюдал наивысшее уважение к начальству (11), имеет полную возможность покрывать нежными поцелуями чаплинскую пятку. А кругом витают херувимы-пионерчики, и выдача алиментов производится в "етом этаже" (по райской орфографии).

Но вострепещем, дорогие товарищи, и посыплем пеплом головы, если у кого они имеются, ибо сейчас мы переходим к обозрению ада. Мрак здесь, зубовный скрежет и стенания (стенания по типографским условиям не вышли). И мучаются здесь души грешников. Вот (1) нерадивый матрос, переведённый за плохую службу, в другой "экипаж" (детская коляска), переживает все трудности своего положения, а адский корреспондент "Смены" (2) зарисовывает его живописную позу. Вот политнеграмотный (3), стонущий под прессом из книг, матершинник (4), не имеющий возможности пленять своим искусством свет, ораторы, гирляндой висящие на своих собственных языках, заснувший секретарь (5), которого ежесекундно будит машина, изготовленная наилучшим адским фордом. А вот, товарищи, страшные мучения хулиганов (7), превращенных в благородных девиц и ведомых в парах. А вот душераздирающие страдания неуспевающих рабфаковцев (8), грызущих особо прочный гранит. А что это за обнаженная фигура, которая принуждена изображать собой барабан? (9). Это, товарищи, дурной вожатый, который обучал пионеров лишь барабанному бою и которому теперь отливаются барабанные слезы.

А что, товарищи, сравнится с мучениями пьяницы (10), из которого выкачивают столь утешавший его спирт? Может ли выдержать "вечный жид" хоть какое-нибудь сравнение с плохим клубникам (11), принужденным безостановочно бегать по кружкам. Ибо строг и бдителен грозный комендант ада, художник В. Сутеев, (14). И пахнет в аду политпроверкой, и скрипят радиозаячьи громкоговорители, и разносится хриплый вой молодых поэтов (имя же им — легион). И четок и строг лозунг: "Мучайся тихо, не мешай другим".

И прежде, чем, дорогие товарищи, оторвать свои взоры от этой назидательной картины, взгляните на чистилище где тихо почивает комсомольский "пассив" (12) и где некая личность горестно вопрошает: — Не тут ли моя подшефная деревня? (13).

И ещё раз впитайте, дорогие товарищи, в свои сердца вдохновенные линии сей картины и проникнувшись благоговением, не пожелайте себе попасть ни в ад, ни в чистилище, и... ни в рай.

Проводник по святым местам Р. Ромач.




www.etheroneph.com