Научное творческое мышление

(с) А. Т. Фоменко

Источник: журнал «Наука и жизнь», №1, 1967 год, автор: профессор А. Зворыкин (Институт философии РАН), полное название статьи: «О разработке проблемы научного творческого мышления». В конце статьи есть анкета, можно ответить для себя на предлагаемые вопросы.


Уже перестал быть откровением тот факт, что спрос на научные кадры растет буквально «не по дням, а по часам». Вот цифры: население в СССР удвоилось примерно за 70 лет, удвоение же числа научных работников произошло у нас за десять лет – с 1949 по 1959 год, а следующее удвоение уже за 5 лет – с 1959 по 1964 год (причём удвоение научных работников физико-математического и технического профилей произошло за 4 года, экономистов – за 5 лет, историков и философов – за 10 лет).

Естественно поэтому, что всё острее встаёт вопрос о тех специфических особенностях мышления, которые открывают перед человеком сферу научного творчества. Кто же может заниматься наукой? Одни считают, что наукой могут заниматься лишь те, кто обладает прирождёнными данными. Ныне покойный академик Векслер так высказал свою точку зрения: «...для того, чтобы петь, надо иметь голос, чтобы танцевать, – талант, чтобы писать хорошие стихи, – тоже талант. Но о том, чтобы иметь талант, чтобы быть хорошим учёным, слышать приходится не часто». Академик Капица говорит ещё более решительно: «Нельзя думать, что, создав в консерватории отделение по написанию гимнов или кантат, мы их получим, если нет в этом отделении крупного композитора, равного но силе, например, Генделю, то всё равно ничего не выйдет. Хромого не научишь бегать, сколько денег на это ни трать. То же самое в науке. Руководство академии должно выискивать, привлекать и поддерживать наиболее талантливых людей».

Отсюда вывод: для науки надо отбирать людей, обладающих специфическими способностями. И мы знаем, что в этом направлении уже сделано немало: проводятся конкурсы и олимпиады, создаются специализированные школы для особо одарённых молодых людей.

Но уже раздаются голоса (и среди них академиков Колмогорова и Константинова), утверждающие, что метод конкурсов и олимпиад обнаруживает не природные таланты, а более подготовленных и предварительно тренированных кандидатов, иначе говоря, наиболее «бойких» претендентов.

Очевидно, задача заключается в том, чтобы более глубоко проанализировать и выявить те специфические особенности, которыми должен обладать учёный в отличие от людей, занятых в других сферах деятельности, – будь то прирожденные способности и задатки или же какие-то качества мышления, которые можно вырабатывать и совершенствовать. Здесь слово за психофизиологами.

Большой интерес в этом отношении представляют, на мой взгляд, соображения академика П. К. Анохина. Академик Анохин, говоря о чертах, которыми должен обладать учёный, перечисляет как раз те из них, которые отнюдь не являются врождёнными, а сознательно вырабатываются наиболее целеустремленными. Это одержимость, горение, благородное сомнение, умение логически мыслить, наличие развитого симультанного мышления [симультанное (одномоментное) мышление – способность рассматривать явление одновременно с различных сторон] и чувства новизны. Больше того, академик ставит вопрос о том, чтобы вся система средней и высшей школы способствовала выработке качеств, открывающих возможность пойти в науку страстно желающим этой наукой заниматься.

Видимо, в наше время, когда наука сделалась таким решающим и массовым фактором, исследования и изучения типов мышления, которые создают особо благоприятные условия для научной деятельности, должны поддерживаться как сторонниками прирожденных научных талантов, так и теми, кто считает возможным развивать определённые черты и виды мышления, благоприятствующие научной деятельности.

Вопросы о научном творчестве не новы. Недавно в журнале «Вопросы философии» (№ 6, 1966 год) была опубликована статья профессора М. С. Берштейна. Автор дал интересный обзор зарубежных материалов по данной проблеме. Не буду пересказывать содержание этой статьи, но рекомендую всем, интересующимся проблемой творческого мышления, её прочитать.

Профессор Берштейн правильно подчёркивает, что на симпозиумах по научному творчеству не раз говорилось о необходимости комплексного подхода к этой проблеме, однако большинство исследований, выносимых на эти симпозиумы, носит партизанский, кустарный характер. Подавляющее же большинство обсуждаемых на симпозиумах ипубликуемых в печати исследований, указывает автор, касается лишь отдельных аспектов научного творчества.

Во всём этом потоке литературы нас прежде всего интересовали методики исследования. Поэтому мы выделили некоторые из них. Анна Роэ, например, в 1953 году в статье «Мышление учёного» сообщила свои исследования о степени распространения различных видов мышления (визуальное, словесно-слуховое, мышление без образов, кинестетическое мышление) среди биологов, физиков-экспериментаторов, физиков-теоретиков, социологов.

Интересные методы были разработаны и применены Томасом Спрегером из психологической службы в Питсбурге. Особенно серьёзной была работа Майрона С. Аллена по изучению интеллектуальных ресурсов и их оценка учёным. Недостаток всех этих работ – ограниченный круг наблюдений, отрыв научной деятельности от общих проблем творчества.

Как это ни парадоксально, но, может быть, исследование различных видов творчества позволит понять более глубоко специфику научного творческого мышления.

Наука – это творчество. Однако творчество – более широкое понятие, чем наука, поскольку оно охватывает все виды деятельности и прежде всего такую специфическую область деятельности человека, как искусство. Именно природа творчества, творческого мышления должна привлекать сейчас особое внимание, так как здесь лежит ответ не только на запросы учёных, но и на проблемы других областей творческой деятельности.

Творчество – это основа человеческой жизни, человеческой культуры, источник всех материальных и духовных ценностей, созданных человеком на протяжении всей истории своего существования. Творчество – это прирожденное стремление человека совершенствовать окружающий мир и самого себя, это создание нового, ещё не известного, не существовавшего. Творчество – это прорыв из обыденного, рутинного, стереотипного мышления в новые, ещё не изведанные области. Процесс творчества приносит человеку и величайшее счастье и муки.

Говоря о том, каким будет труд в будущем, обычно ставят проблему преодоления различий между физическим и умственным трудом. Но ещё большее значение, на мой взгляд, имеет преодоление барьера между обыденным и творческим трудом. Решение этой проблемы будет величайшим завоеванием коммунизма.

Где же граница между обыденным и творческим мышлением? Как правило, эти два процесса переплетаются. Если исключить некоторые стереотипные, повторяющиеся виды мышления, то в общем-то всякая деятельность человека требует от него постоянной оценки изменяющейся обстановки при решении тех или иных проблем, при осуществлении новой работы, то есть требует элементов творческого мышления.

В поисках ответа на вопрос об истоках творчества в ряде зарубежных работ мышление делят на два вида: обыденное мышление, которое оперирует данными жизни, и мышление, как пишут зарубежные учёные, дающее само из себя новое, неизвестное. В связи с этим особо обсуждается проблема интуиции, внезапного появления готового ответа на тот или иной вопрос вне всякой видимой связи с теми исследованиями и работами, которые данный человек ведёт.

Многие выдающиеся учёные, а также люди, занимающиеся историей науки, утверждали и утверждают, что решение того или иного вопроса, создание новых теорий приходило к ним внезапно. Появились всякие рассуждения о божественном откровении, которое якобы присуще выдающимся учёным (этому в большой степени способствовало то, что многие крупные учёные давали мистическое объяснение этим внезапным озарениям).

Американский учёный Питирим Сорокин всю свою теорию культуры в значительной степени строит на интуиции. Он говорит, что первоисточником величайших достижений и открытий во всех сферах культуры, науки, техники и искусства является сверхпознаваемое, внезапное и без видимой причины возникающее озарение. Ссылаясь на примеры из жизни выдающихся учёных – Пуанкаре, Араго, Кирхгофа, Гаусса, Ньютона, Галилея – и цитируя их собственные признания, он указывает, что важнейшие их открытия и идеи приходили к ним внезапно. Опросы 232 американских учёных в области естественных наук показали, что 83% опрошенных признали, что решение проблемы приходило к ним как неожиданная вспышка интуиции.

Сама по себе постановка вопроса об интуиции в творчестве не вызывала бы возражений, если бы её толкование не облекалось в мистическую форму, а преподносилось как разновидность мыслительного процесса. С точки зрения психофизиологии, интуиция как процесс мышления сейчас ещё не исследована до конца. Но ясно уже одно, что этот процесс проявляется лишь в том случае, когда мыслитель или художник располагает определённым комплексом приобретенных в жизни восприятии и знаний.

Одно время в нашей философской литературе интуиция или отрицалась, или недооценивалась. За последнее время подчёркивается, что интуитивное мышление – замечательное свойство человеческого мозга. Что же такое интуиция? Прирождённое свойство человека? Но отсюда вытекает, что обладание этим свойством в полной мере позволяет заниматься творчеством, а отсутствие его ограничивает творчество. А может быть, это качество, которое в разной степени, но всё-таки может быть развито так же, как и симультанное мышление?

Сейчас, когда широко ведутся исследования сознания, процессов мышления и работы мозга, когда делаются попытки создать кибернетические устройства, имитирующие работу мозга, видимо, появляются иновые возможности для объяснения процессов интуиции. Уже сама идея симультанного мышления даёт некоторый подход к пониманию механизма интуитивного мышления.

В литературе, разобранной профессором Берштейном, нет новой книги Артура Кестлера «Акт творчества». Между тем эта книга заполняет известный пробел, поскольку посвящена она не научному творчеству, а творчеству в целом, одним из элементов которого является и научное творчество. В этой книге автор выдвигает и обосновывает следующую идею. Любая творческая деятельность, сознательный и бессознательный процессы, лежащие в основе научного открытия, художественного творчества и юмористических способностей, имеют общую основу, которую автор назвал «бисоциативным мышлением». Образно говоря, нетворческое мышление протекает в одной плоскости, пользуясь набором стандартных приёмов, положений и истин. Творческое мышление позволяет воспринимать действительность сразу в нескольких плоскостях. Причём этот процесс замыкания мышления не на одном, а на нескольких уровнях протекает особенно благоприятно при ослаблении обыденного, стереотипного мышления. Автор приводит много примеров из жизни выдающихся учёных и их рассказов, подтверждающих это положение.

Проблема творческого мышления, конечно, не исчерпывается изучением механизма интуиции. Она связана не только с внешним миром, дающим впечатления, знания, логику, язык, но и с эмоциональной напряжённостью личности как суммы, результата взаимодействий специфических особенностей личности с окружающей средой. Теперь широко известно, какое значение для творчества имеет не только кора головного мозга, но и подкорковые образования. Грубо творя, творчество – старая лейденская банка; чтобы разрядиться, она должна быть заряжена. Что же заряжает человека, его эмоциональную систему? Ряд обстоятельств, в том числе и социальная жизнь.

Упоминаемый выше Питирим Сорокин в своей теории культуры показывает, как очаги творческих вспышек, порождавшие выдающиеся шедевры науки, техники, искусства, возникали на протяжении истории человечества в разных частях земною шара. Чем же объяснить такой факт, что «интуиция», «божественное откровение» или «озарение» попеременно посещают отдельные районы земного шара? Безусловно, это можно объяснить, если рассматривать подъём творчества в теснойсвязи с периодами материального и духовного развития общества, которые создают не только новые потребности, но и условия для их удовлетворения, которые способствуют повышению духовного потенциала людей данного конкретного общества.

Такой подход открывает важное направление социологического исследования творчества. Общественная жизнь и ее различные стороны создают дополнительное эмоциональное напряжение – этот необходимый элемент творчества.

Отсюда ясно, что разработка проблемы творческого мышления может осуществляться объединёнными усилиями учёных различных специальностей: физиологов, психологов, социологов, философов.

* * *

Ниже мы предлагаем вниманию читателей анкету, разработанную нами для изучения различных видов творческой деятельности.

В отличие от большинства зарубежных исследований данное исследование охватывает все виды творческой деятельности и носит комплексный характер.

В спорах между сторонниками эмпирических и теоретических исследований автор занимает промежуточную позицию. Он исходит из некоторой рабочей гипотезы о критериях творчества, изложенной выше, из гипотезы о видах, формах и времени проявления творчества, моментах, стимулирующих и благоприятствующих творчеству, и т. д. Исходя из этих предварительных соображений, разработана и анкета для опроса, Полученные данные, по нашему глубокому убеждению, помимо практического значения, помогут разработать и более совершенную модель творчества и теорию творческих процессов.

 

Просим всех, кто считает, что творческая деятельность играет хоть какую-то роль в его работе и жизни, ответить на вопросы этой анкеты. Под творческой деятельностью мы понимаем труд, направленный на создание общественно значимого нового, неизвестного, в отличие от труда, в котором применяются уже известные правила, приёмы и действия, приводящие к заранее известным результатам.

<...>.

I. МОЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Получила полное признание.

2. Получила частичное признание.

3. Не получила признания.

II. В МОЕЙ РАБОТЕ И ЖИЗНИ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Играет небольшую роль.

2. Имеет профессиональное значение.

3. Полностью определяет содержание работы и жизни.

III. ВИДЫ МОЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Изобретения и усовершенствования в сферах материального производства.

2. То же в различных сферах воспитания, образования, медицины.

3. Создание новых художественных произведений, в литературе, музыке, живописи, сценическом искусстве, кино.

4. Разработка и обоснование гипотез, теорий, создание новых средств и методов исследования в области естественных наук.

5. То же в области общественных наук.

6. То же в области науки о мышлении.

7. То же в области науки о человеке.

8. Другие виды творчества (какие?).

IV. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МОЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по мнению компетентных лиц и организаций)

1. Результаты получили мировое признание (ими пользуются, на них ссылаются).

2. То же в рамках страны.

3. В республике, крае, области.

4. Среди лиц, работающих в области, к которой относятся результаты моей творческой деятельности.

5. В коллективе, где я работаю.

6. Другие виды общественной значимости (какие?).

V. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МОЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по мнению компетентных лиц и организаций).

1. Привела к созданию новых теорий, произведений, представлений, новых методов, оказавших влияние на основные направления науки, техники, экономики, политики, духовной жизни, искусства и т. д. (обычно выделяемых библиотечной десятичной классификацией 2-м знаком).

2. То же для более дробных подразделений, выделяемых библиотечной классификацией 3-м знаком.

3. То же для отдельных частных явлений и проблем. 4. Другие критерии профессиональной значимости (какие?).

VI. ЧТО В ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ ПОДГОТАВЛИВАЛО МОЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Хорошие и отличные успехи в школе по всем основным предметам.

2. То же по предметам, связанным с моей последующей творческой деятельностью.

3. Всесторонняя любознательность.

4. Любознательность, связанная только с областью моей будущей творческой деятельности.

5. Мечтательность.

6. Склонность к фантазии.

7. Независимость суждений.

8. Самоуверенность.

9. Находчивость.

10. Способность к импровизации.

11. Склонность к риску.

12. Плодовитость на выдумки и проказы.

13. Другое (что?).

VII. ИНТЕНСИВНОСТЬ МОЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВPEMEНИ

Наибольшая продуктивность:

1. в ранней молодости (до 25 лет),

2. в 30-35 лет,

3. в 40-45 лет,

4. в 55 лет,

5. в пожилом возрасте (свыше 55 лет).

VIII. КАК ПОЛУЧАЮТСЯ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Как прямой итог целенаправленных изыскании.

2. Как результат экспериментальных работ.

2а. В процессе размышления.

3. Случайно.

4. По аналогии с другим явлением, фактом, образом.

5. В процессе споров.

6. При обсуждении с близкими товарищами.

7. Внезапно (интуитивно).

8. Другим путем (каким?).

IX. В КАКИХ УСЛОВИЯХ ПРОХОДИТ ОСНОВНОЙ ТВОРЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ

1. В период работы.

2. Во время отдыха.

3. В период сильного возбуждения.

4. В период подавленного состояния.

5. В период пробуждения.

6. Во сне.

7. В период опьянения.

8. В других условиях (каких?).

X. ЧТО МЕНЯ ТОЛКАЕТ НА ТВОРЧЕСТВО

1. Испытываю органическую потребность к творчеству.

2. Стремление сделать свой вклад в развитие нашего общества.

3. Желание помочь людям.

4. Увлечённость работой.

5. Стремление получить широкое общественное признание.

6. Признание окружающих лиц.

7. Признание любимой женщины.

8. Улучшить свое материальное положение.

9. Другие причины (какие?).

XI. МОМЕНТЫ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЕ ТВОРЧЕСТВУ

1. Эмоциональное возбуждение.

2. Поддержка со стороны окружающих.

3. Хорошие материальные условия.

4. Помощь со стороны других людей.

5. Наличие конфликтной ситуации.

6. Ознакомление с работами в данной области.

7. Широкое общение с людьми.

8. Другие моменты (какие?).

XII. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОЛУЧЕННЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ

1. Меня интересует только процесс творчества.

2. Получение результатов для дальнейшего творчества.

3. Практическое их применение.

4. Признание.

5. Другие факторы (какие?).

XIII. МОЕ МНЕНИЕ О НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВАХ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ТВОРЧЕСТВУ В МОЕЙ ОБЛАСТИ

1. Способность к хорошему восприятию (острое действие основных анализаторов – зрения, слуха, обоняния).

2. Хорошая способность быстро сосредоточивать и переключать внимание, сохранять его устойчивость и интенсивность на любых выбранных объектах.

3. Наличие хорошей памяти (зрительной, слуховой, обонятельной).

4. Особенности речи (быстрая, образная, легкая).

5. Высокая сила творческого воображения (умение создавать новые комбинации из известных понятий, явлений, фактов).

6. Преимущественное развитие наглядно-действенного мышления (наблюдаемое воспринимается по преимуществу как отдельные предметы, действия).

7. Преимущественное развитие наглядно-образного мышления (наблюдаемое обобщается в образы, тонко воспринимаются художественные произведения).

8. Преимущественное развитие отвлеченного теоретического мышления (хорошо схватывается суть закономерности явлений, склонность к теоретическим дисциплинам, сильно развито абстрактное мышление).

9. Способность оценивать явления, факты сразу с различных точек зрения.

10. Умение отказаться от привычных методов решения проблемы, нота они оказываются нерабочими, и поиск новых путей решения.

11. Умение видеть больше того, что есть и что очевидно.

12. Способность проникновения в природу основных взаимосвязей, скрытых в проблеме, перед тем, как решить её.

13. Умение реорганизовать элементы структуры таким образом, чтобы они функционировали по-новому.

14. Способность изменить функцию объекта с тем, чтобы использовать его по-новому.

15. Мысленное использование различных возможных действий прежде, чем выбрать наиболее эффективные.

16. Мысленное воспроизведение объекта в последовательных различных состояниях.

17. Познание проблем, которые могут возникнуть.

18. Открытие связей между предметами и идеями.

19. Использование логических связей при проверке достоверности решений.

20. Предвидение требований или последствий данной ситуации.

21. Открытие сложных связей, существующих в системах символов.

22. Способность представить себе зрительно созданные воображением модели.

23. Способность определить существующее отношение между идеями.

24. Способность выдвигать идеи в разнообразной ситуации.

25. Предвидение событий или стадий решения проблемы в определенном порядке.

26. Выявление подробностей, которые способствуют развитию основной идеи.

27. Умение умно и необычно отвечать на специфические вопросы.

28. Способность выдавать много идей, когда поощряется их свободное выражение, а их качество неважно.

29. Открытие связей между чувственными образами.

30. Воспроизводство ранее высказанных мыслей.

31. Восприятие пространственной формы предмета.

32. Установление класса, к которому принадлежит данный объект как элемент более общей системы.

33. Выдвижение символов, которые могут удовлетворить данным связям.

34. Хорошее знание языка.

35. Обращение с символами о соответствии с правилами.

36. Способность образовывать новые слова с определенным смыслом.

37. Умение определить, какие члены группы объектов подобны данному объекту по внешним признакам.

38. Способность передавать настроения. чувства, действия, образы с помощью сочетания слов, звуков, красок, жестов, мимики.

39. Умение понять жизненную ситуацию и раскрыть се с помощью художественных средств.

40. Способность из многообразия черт жизни выделить наиболее важные и существенные, хотя и скрытые на поверхности явлений.

41. Способность в случайном факте, явлении, образе найти опорную точку творческих построений.

42. Умение видеть в человеке глубинные, подсознательные процессы, дать убедительную форму из возможного проявления в различных ситуациях.

<...>




www.etheroneph.com