Algiz «Влияние музыки на психику человека»

Автор: Анастасия Algiz Фёдорова, специально для сайта «Противодействие энтропии».

 

«Каждый человек проживает свою собственную музыку жизни»

Декер-Фойгт Г.Г.

Музыка – это та сила, которая незримой вибрацией забирается в самые глубины души, воздействуя на внутреннюю суть человека, способная изменить настроение, подтолкнуть к принятию решения, и даже имеет способность исцелять. Музыка подобна взмаху крыльев бабочки. Но почему человек столь сильно подвержен такому инспирированию? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Музыка, наряду с собственным голосом, довольно сильно воздействует на людей как на физиологическом, так и на ментальном уровне и вот почему: «Восприятие мозгом возбуждения слуховых рецепторов, возникшего в процессе слушания музыки, является более интенсивной деятельностью по сравнению с восприятием других рецепторов […] С точки зрения генетики данная «сверхвосприимчивость» обусловлена тем, что в далёком прошлом, когда на земле жили только охотники и добытчики, соперничавшие в ловкости и силе с дикими животными, им приходилось рассчитывать лишь на собственные уши, то есть на тот самый канал, который даже во сне принимал сигналы опасности. Все органы чувств посылают в мозг жизненно важные сигналы, однако информация, получаемая через слуховые рецепторы, оказывается наиболее значимой. Она мобилизует нейроны и приводит к возникновению чётких ощущений, а вместе с тем – и реакции на ощущения в виде эмоций и чувств» [1].

Логичное объяснение столь загадочного феномена.

Жизнь каждого человека полна ситуаций, вызывающих дисгармонию тела, а также его внутреннего состояния. Если не разобраться в причинах, состояние может ухудшаться с каждым годом и в конечном итоге перевести к заболеваниям, а в самом худшем варианте развития событий приведёт к деградации и деструкции личности. С данными изменениями необходимо разбираться, исследовать их, изучать, анализировать. Важно не допустить звучания своего Я на разные лады, подобно не настроенному музыкальному инструменту, режущему слух невнятной, резкой вибрацией, искажающемуся ещё больше, проходя сквозь призму восприятия социума и отторгаемый им.

Возможно, самым доступным способом, приводящим к внутренней гармонии является музыкотерапия, которая преследует цели достоверности восприятия себя и других людей, осознанности, гармоничности эмоций.

Несмотря на столь доступную целительную силу музыкотерапии, рассказ следует начать с более раннего, самого древнего способа воздействия на психику человека и приведение в гармонию вибраций, который носит название Тибетская традиция Бон.

 

Тибетское учение

В рамках буддизма, описанного в статье «Музыка и религия», можно рассмотреть целительные свойства самого мощного инструмента воздействия на человека – собственного голоса, звучащего вибрацией в каждой частице тела. Как гласит традиция Бон, голос человека – это самый чуткий музыкальный инструмент, созданный путём онтогенеза.

В тибетском учении рассматривается возможность работы с внутренней энергией, примирение с собой, принятие себя, культивирование в себе любви. Высшая точка развития всей традиции – это распространение энергии любви на всех нуждающихся в ней существ.

Суть традиции Бон: конфигурация из пяти слогов-воинов мантры, пяти чакр, а также пяти цветов. «Слогов-воинов пять: А, ОМ, ХУМ, РАМ и АЗА – и каждый слог символизирует качество пробуждённости» [2].

Более подробно с применением данной методики вы можете ознакомиться самостоятельно.

Для достижения намеченной гармонии, необходимо проделать огромную работу. В итоге страдающий человек становится целостным, удовлетворённым, наполненным теплом и любовью.

Принцип действия традиции заключается в следующем: звук каждого слога несёт в себе прецизионный посыл, следовательно, человек, привыкая привязывать определённое эмоциональное состояние к соответствующей чакре, сосредотачиваясь на области тела, мантре (воспроизводимой голосом) и на цвете (визуализируемом в воображении), формирует перед собой чёткую установку, являющейся совокупностью привязок, влекущих за собой погружение в требуемое состояние. Она срабатывает как спусковой механизм подобно коробочке с секретом, которая раскрывается, стоит только начать петь. Тело адаптируется, подстраивается, расслабляется, человек осознает, что всё вокруг него гармонично настроено – нет необходимости торопиться, спешить, вследствие чего происходит наполнение положительными эмоциями и чувствами.

Тело сострадает своей боли, заполняя пустоту, присутствующую внутри, деструктурируется связка поддержания уверенности в себе и удовлетворённости с объектом извне, с человеком, с работой, с действием. Перед нами предстаёт человек счастливый в данный момент времени, способный сознательно созидать, получать радость независимо от обстоятельств, не зависящий от влияния извне, не откладывающий состояние радости и счастья «на потом», когда достигнет поставленной цели. То есть, человек, обладающий неким метафизическим амулетом Моджо. Вибрации, передаваемые звуком, импонируют процессу самонастройки, усиливая действие всего остального. Человеку присуще голосом выражать свои желания, эмоции, поэтому на голос, интонацию, возникает реакция, которую можно закрепить в сознании.

Дополнительным элементом, для создания фона практики тибетской традиции Бон, служат тибетские чаши, которые производятобъёмный, обволакивающий, красивый и чистый звук, богатый гармоническими обертонами. Звук поющей чаши затихает постепенно, звучит вибрациями в теле, а не обрывается неожиданно. У каждого человека есть своя индивидуальная вибрация, поэтому к выбору чаши стоит подойти интуитивно, воспринимая её звучание не только на слух, а всем телом.

Поющие чаши изготавливают из специального сплава, обычно включающего семь различных металлов: медь, олово, ртуть, свинец, железо, серебро и золото. Иногда к сплаву добавляют цинк и висмут. Подбор металлов не случаен. В эзотерике каждый из этих металлов энергетически связан с конкретной планетой Солнечной системы и с конкретным энергетическим центром в теле человека: медь – Венера, олово – Юпитер, ртуть – Меркурий, свинец – Сатурн, железо – Марс, серебро – Луна, золото – Солнце.

Звук из чаши рождается благодаря специальным деревянным палочкам, так называемым молоточкам, стикам, изготовленным из сосны или палисандра, иногда покрытым кожей, замшей или войлоком. Звуковая и вибрационная палитра напрямую зависит от качества чаши. Помимо того, что вы слышите звук ушами, ваше тело слушает мир всеми своими клетками. Потому что звук – это энергия, цвет. Звук имеет свою форму и преобразует уже существующую, исцеляет, уносит далеко за грань страданий, даря в награду безграничное единение с собой.

Перейдём к рассмотрению следующего вида воздействия музыки на человеческий организм – к музыкотерапии.

 

Музыкальная терапия

Музыкальную терапию, и в широком смысле музыку, можно рассмотреть как возможность организации пространства для человека. Но пространство не может быть универсальным абсолютно для всех. Одному оно покажется агрессивным, другому слишком медлительным и скучным, не стоит забывать, что каждый человек индивидуален. С помощью организации данного пространства можно влиять на психоэмоциональное состояние человека, что влечёт за собой изменение физиологического состояния. Область применения музыкальной терапии включает в себя работу с психоневротическими расстройствами, психосоматикой, психотическими заболеваниями.

Музыкотерапию разделяют на индивидуальную и групповую. Индивидуальная проходит в так называемой ситуации «вдвоём», «тет-а-тет», используя один из методов «импровизации», на основе которой терапевты пытаются понять концепцию пациента. Одна из задач терапевта – обеспечить лечение в безопасном, защищённом пространстве. То есть, именно терапевт несёт ответственность за спокойствие пациента.

Групповая музыкальная терапия (ГМТ) сосредоточена на изучении коммуникативного поведения и переживаний пациента. Во время ГМТ играют все вместе, либо разбившись на подгруппы. Групповая динамика рассматривается как движущая сила группового процесса [1]. Обычно на сеансе музыкальной терапии человеку предоставляется возможность сыграть на разных видах музыкальных инструментов. Однако некоторые люди никогда в жизни не держали ничего подобного в руках. Неловкость, возникающая в самом начале, проходит в течение двух часов. Появляется смелость, уверенность в себе, возможность дать выход спрятанным глубоко внутри чувствам и эмоциям.

Конечно, перед началом сеанса пациента расспрашивают о его переживаниях, о проблемах, которые его беспокоят, о неразрешимых жизненных задачах и т.д. А после разговора ему предлагают взять в руки инструмент и поэкспериментировать. Во время сеанса у человека снимается нервное напряжение, он отвлекается, осваивая новые действия, забывает о беспокоящих его проблемах, отстраняется от них, но в тоже время ум продолжает анализировать ситуацию, пребывая в расслабленном состоянии, что даёт возможность осознанно подойти к апории. Итогом является ответ, за которым они сюда пришли. Зачастую люди не знают причин своей депривации. Они пытаются бороться со следствием, но не все могут выявить причины. Специалисты помогают обнаружить именно причины и предложить решение.

Порой в групповой музыкальной терапии участник погружается в агрессивный стиль игры, выражающий ярость и противостояние, настроенные к его членам семьи, связанные с расстройствами, возникшими глубоко в детстве. Он отчаянно грохочет инструментом, избранным для себя. На первых порах данная манифестация пугает, люди не могут принять свои эмоции в подобном виде.

Но не стоит думать, что вся музыкальная терапия состоит исключительно из агрессивных проявлений. В ней также присутствуют мелодичные звуки, которые пробуждают радость, душевные силы, сострадание. Музыкальная терапия представляет собой уникальный инструмент для саморазвития и самораскрытия.

Проблем, с которыми люди приходят к музыкальной терапии, множество. Вот лишь некоторые из них: одиночество, прострация, однообразность жизни, низкая самооценка, депривация, желание познать себя, неуравновешенность, переживания, связанные с трагическими жизненными событиями.

У музыки есть неоспоримое свойство – с её помощью можно развернуть человека лицом к беде. Прислушайтесь к себе, когда вы включаете определённую музыку. Она агрессивна? Или, наоборот – успокаивающая, медленная, расслабленная? Зачастую музыка влияет на настрой человека, служит фоном для принятия им решений. Искусственно созданный фон – провокация, дающая возможность управлять людьми, внушать им требуемое эмоциональное состояние, которое может повлечь за собой предсказуемые действия. Данный приём обычно используют в местах массового скопления людей, с целью подтолкнуть их к намеченной организаторами цели.

Французский врач и музыкальный терапевт Альфред А. Томатис утверждает, что у каждого человека есть своя внутренняя музыка: «Просто нащупываете пульс у себя на запястье, висках или ярёмной вене. А затем отбиваете его ритм пальцем или ладонью по столу, просто прищёлкиваете пальцами, сообразуясь со своим внутренним ритмом. Это «музыка вашего сердца», музыка, которую мы всегда носим в себе» [1].

Не стоит забывать, что музыка воздействует на человека на вегетативном уровне, побуждая к ответной реакции, сопровождаемой движениями тела. Интересный факт: обычная громкость голоса примерно 50 децибел. При громкости музыки в 65 децибел происходит вегетативная реакция на музыку независимо от этических и эстетических установок.

«Причина в том, что комбинация определённых ритмов и большой громкости звучания воздействует на ту область нашего мозга, которая отвечает за наше восприятие внешней информации, и снижает порог чувствительности. Это же отчасти объясняет ненормальное воздействие рока, перегруженного звучанием ударных инструментов, в пятидесятые и шестидесятые годы, когда музыка «повергала» массы слушателей в состояние, аналогичное наркотическому дурману» [1].

Музыка такого рода называется эрготропная музыка, подробнее о данной категории можно прочитать в статье «Музыка и религия».

Помимо эрготропной (активизирующей) музыки, существует также трофотропная музыка. Успокаивающая, способствующая расслаблению мускулатуры, связанная с ощущением удовольствия.

«Трофотропная музыка тоже является акустическим раздражителем, правда, её воздействие противоположно воздействию эрготропной музыки: она стимулирует блуждающий нерв (вагус) и парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. Импульсы, проходящие по волокнам парасимпатической нервной системы, вызывают замедление и ослабление функций организма, а значит, создаётся ощущение покоя и расслабления. Рассуждая о трофотропной музыке, мы подразумеваем возбуждение парасимпатической нервной системы, а эрготропная музыка возбуждают симпатическую нервную систему» [1].

Музыка сама по себе не может исцелить человека, но может оказаться значимым фактором в терапии, либо наоборот, произвести разрушительный эффект, способный довести до безумия.

Таблица 1. «Особенности эрготропной и трофотропной музыки с точки зрения психофизиологии»

Из таблицы видно, что данные виды музыки являются полностью противоположными друг другу по звучанию, а также по влиянию на человека. Соответственно, исходя из требуемого эффекта, становится возможным выбирать необходимую музыку. Вспоминая буддизм с его двойственностью музыки для подношения божествам и принимая во внимание древность данной религии, напрашивается вывод, что буддисты, возможно, знали и о трофотропной, и об эрготропной музыке, оказывающей различное влияния на человека, но, несомненно, названия эти виды музыки носили иные.

Яркими примерами эрготропной и трофотропной музыки современности могут служить марш и колыбельная. Представим себе звучание марша. Вызываемыми ощущениями, несомненно, будут бодрость и оживление. Колыбельная же, напротив, несёт в себе спокойствие, умиротворение. Музыка, путём формирования ассоциативного ряда, будит в нас прецизионные воспоминания, влекущие за собой раскручивание клубка причин, следствий, ведущих к самому корню проблемы. Зачастую этот корень теряется, но последствия продолжают жить в человеке, вызывая состояние фрустрации, отравляя ему жизнь негативными разрастающимися следствиями.

Но не стоит полагать, что музыка это панацея для исцеления психофизиологических проблем. Музыка – всего лишь инструмент воздействия на человека. Только желание взаимодействия, работы над собой даёт возможность сдвинуть проблему с места. В данном случае проводится самостоятельная работа внутри человека, опираясь на музыку, как на возможность открыть глубины и вытащить из них всё, что его беспокоит.

«Аналитическая музыкальная терапия или её методы, «ассоциативные импровизации», рецептивная музыкальная терапия или другие виды психотерапии, работающие со «свободным полётом» ассоциаций, ни в коем случае не являются настолько же ортодоксально психоаналитичными, каким был сам Фрейд в работе со своими пациентами, лежавшими на ставшей знаменитой кушетке. А есть ещё активная и рецептивная музыкальная терапия, в ходе которой вообще не ищут никаких объяснений, а только выговаривают все чувства, посетившие человека «здесь и сейчас», возникшие при прослушивании музыки или её исполнении. Однако даже в этом случае музыкальная терапия продолжает придерживаться аналитических правил классического психоанализа, отводя центральную роль воображению, чувствам пациента или участников импровизации» [2].

В ходе процесса музыкальной импровизации объект получает новый опыт, распутываются клубки старых проблем и тягот. Наружу выходит нечто, запрятанное глубоко внутри, зачастую даже не всегда связанное с текущим состоянием человека.

В книге [1] изложен рассказ об эксперименте, проводимом врачами клиники с пациенткой пребывающей в коме из-за полученной травмы левого полушария головного мозга. В течение четырёх дней у изголовья г-жи Б. несколько раз в день включали музыку, к которой она испытывала симпатию. В число музыкальных произведений входила и классическая музыка Моцарта. Кроме того на 15 минут ночью включали привычные шумы для жилого помещения. Через два дня после окончания эксперимента г-жа Б. к всеобщему удивлению вышла из комы. Воспоминания об услышанной музыке и голосов её детей, а также сам выход и комы подтвердили положительный терапевтический эффект применения музыки в подобных ситуациях.

Вспоминая о противостоянии Моцарта и церкви напрашивается вывод: витальность великого музыканта способна в буквальном смысле поднять безнадёжно больного человека на ноги. А вот средневековая мрачная огранная и возвышенно-одухотворённая музыка помогала больному скорее отойти в мир иной.

Возвращаясь к тому факту, что у каждого человека есть своя внутренняя музыка, которую, скорее всего он и будет играть, опираясь на свои эмоции, следует отметить, что кроме объективного восприятия есть и субъективное, когда вы воспринимаете музыку другого человека и принимаете её, принимаете человека – это и есть выражение любови.

Как правило, с очередным серьёзным душевным переломом меняются и музыкальные пристрастия людей. Но вполне возможно обратиться к другой музыке с целью изменить настроение. Однако существуют люди, которые на протяжении всей своей жизни слушают унифицированную музыку, к сожалению это можно считать тревожным симптомом. Ни один человек не ведёт себя всегда одинаково. Люди меняются под влиянием различных событий, радостных, трагичных и стрессовых ситуаций.

«В активной музыкальной терапии силён элемент провокации, обращения к новым, пока неизвестным сторонам моего характера, благодаря которым я хочу и могу сыграть что-нибудь. Ведь то, что я должен сделать с инструментами, я, скорее всего, до сих пор никогда не делал: я должен создать новую музыку.

В рецептивной музыкальной терапии изменения привычного мира пациента происходят благодаря тому, что мы используем музыку в игровом слушании. Это значит, что мы слушаем и анализируем непривычные, новые музыкальные средства, музыку композиторов-новаторов. Другим столь же важным аспектом является то, что с помощью музыки активизируется правое полушарие, отвечающее за чувственное восприятие, и связи с этим возникают изменения, способные пробудить другие, скрытые силы» [1].

К сожалению, чрезмерное увлечение стереотипами приводит к искажению действительности. Есть зеркало души – музыка, а есть экран, на который проецируются чувства. Когда мы растворяемся в музыке, она вызывает в нас ощущение избавления и освобождения от тяготивших и грызущих изнутри проблем.

Бывает, что люди боятся музыки, они боятся раствориться в ней и выплеснуть свои чувства и эмоции, страх перед хаосом. Музыка в свою очередь является дополняющей, эта музыка соответствует нашим теневым сторонам, по которым мы тоскуем, потому что в настоящее время не ощущаем этой силы. Теневые стороны характера, которые мы сами считаем невыносимыми. По интонации, по тембру, по ноткам, которые звучат в голосе человека, по окраске, мелодии речи, динамике порой уже становиться понятно, что с человеком не все в порядке.

«Изучая особенности звучания человеческого голоса, наши коллеги пришли к выводу, о котором и рассказывали в 1989 году на заседании Немецкого союза слепых учителей в Гамбурге: душа пользуется голосом как наиболее выразительным своим материалом, эмоциональное состояние угадывается даже тогда, когда мы пытаемся что-либо скрыть или выдать себя […] Обертоны придают голосу каждой человеческой личности сугубо индивидуальное звучание» [1], и именно поэтому мы узнаем наших знакомых, родственников, членов семьи. Однако человеческий голос обладает самой высокой апелляцией, самым высоким воздействием на свой организм, как было описано выше при упоминании тибетской традиции Бон.

К сожалению, кто-то занимает рецептивную позицию по отношению к игре на музыкальных инструментах, так как никогда в жизни не брал в руки ни одного инструмента, либо не обладает музыкальным слухом, другие же пациенты считают это занятие совершенно несерьёзным по отношению к его проблеме. Пациентов всегда ставит в тупик простой вопрос: «На чем вы хотите сыграть?». Но «нуждающийся в помощи вскоре заметит, что здесь за основу взято нечто иное: требуется определённая активность, собственный поиск. А терапевт добавляет, что хочет всеми своими силами поддержать его в этом поиске, и признается в том, что психотерапия является общим исследованием творческих возможностей и ограничений пациента, обусловленных болезнью или самой личностью. Путь определяется пациентом, а за условия отвечает терапевт» [1].

 

Заключение

Организм человека – хрупкое и в то же время тонко настроенное творение природы. Веками люди пытались извлекать звуки из музыкальных инструментов, на самом-то деле играли себя, играли свою музыку, музыку своего тела. Но, к сожалению, не всегда музыка извлекаемая наружу гармонична. Существует множество сил, влияющих на человека, поэтому себя подобно инструменту необходимо настраивать время от времени. Для этого существует несколько методик, направленных на гармоничное существование в хаотично изменяющемся мире. Нельзя говорить о том, что человек остаётся константной от рождения до смерти. Безусловно, нет! Человек меняется с возрастом, меняется вследствие деструктивных, а также экспрессивных событий и соответственно меняется внутренняя музыка человека, которая будет звучать по-разному. Но как бы она не звучала всегда необходимо стремиться к гармонии. Потому что внутреннее состояние всегда проецируется во внешний мир. Настраивая себя, мы настраиваем весь мир.

 

Литература:

1. Декер-Фойгт Г.-Г. «Введение в музыкотерапию», Питер, 2003

2. Тендзин Вангьял Ринпоче «Тибетское исцеление звуком»,  СПб.: Уддияна, 2008

3. К. Розенштильд «Музыкальное искусство и религия. Исторический очерк», Музыка Москва, 1964

4. «The origins of music», ed. by Nils Lennart Wallin, Bjorn Merker, Steven Brown, MIT Press, 2001




www.etheroneph.com