Размножение мифозоев

Источник: Журнал «Природа», №4 за 2004 год.

Ольга Михайловна Иванова-Казас, доктор биологических наук, выдаю­щийся отечественный эмбриолог, автор монографий и учебников по срав­нительной эмбриологии беспозвоноч­ных и позвоночных животных, а так­же множества публикаций по биоло­гии развития отдельных групп. Эти работы давно стали незаменимыми энциклопедическими пособиями для биологов разных специальностей. Ог­ромный опыт сравнительно-эмбриологических исследований и знание мировой литературы в этой области науки позволили Ольге Михайловне проявить писательский талант в новом, неординарном жанре – опи­сании фантастической группы Mythozoa, базой для которого служат реальные методы сравнительной морфологии, эмб­риологии и палеонтологии. 28 декабря Ольге Михайловне ис­полнилось 90 лет; мы от всей души поздравляем её с юбилеем, желаем здоровья и вдохновения.

В мифологии действуют иные законы, нежели в на­шей прозаической реаль­ности. Анатомические особен­ности мифозоев мы уже обсуж­дали [1, 2], теперь же речь пой­дет о выполнении ими одной из важнейших жизненных функ­ций – размножения.

В животном мире, как изве­стно, представлены два типа размножения – половое и бес­полое. В первом случае новый индивид развивается при учас­тии двух специализированных половых клеток, обладающих гаплоидным набором хромо­сом, – женской (яйца) и муж­ской (сперматозоида). В резуль­тате их слияния нормализуется количество хромосом и образу­ется зигота, из которой и фор­мируется новый организм. Кро­ме того, существует и вторично упрощенный вариант полового размножения – партеногенез (девственное размножение), когда яйцо начинает развивать­ся без оплодотворения. Живот­ные, ведущие прикрепленный или паразитический образ жиз­ни, при котором встреча особей разного пола затруднена, часто бывают гермафродитами, т.е. обладают органами обоих по­лов и способны к самооплодо­творению. Такие животные мо­гут размножаться и бесполым путем, при этом материалом для развития нового индивида слу­жат обособившиеся группы со­матических клеток с диплоид­ным набором хромосом. Исто­рически бесполое размножение предшествовало половому. Низ­шие многоклеточные животные обычно размножаются обоими путями, позвоночным живот­ным (а большинство мифозоев относится именно к этой группе) бесполое размножение не свойственно. Известно лишь одно редкое исключение – полиэмбриония у броненосцев, при которой из одной зиготы развивается несколько зародышей (это происходит и при рождении однояйцевых близне­цов у человека).

Мифологические персонажи резко отличаются от обычных животных и людей. Хотя среди мифозоев есть и мужские, и женские особи, зачатие у них может быть вызвано весьма странными причинами: ветром, съеденными бобами, случайно проглоченным насекомым и т.д. Размножение фантастических существ, происходящее при уча­стии только одного родителя, в дальнейшем будем называть бесполым, несмотря на то, что за этим может скрываться и пар­теногенез.

Проблема происхождения жизни на Земле одна из самых обсуждаемых в науке, существу­ет немало по этому поводу ги­потез. Мифология предлагает свой вариант – создание живых существ богами, иногда из не­живых материалов (глины, кам­ня, дерева). Согласно Библии, Бог, который существовал веч­но, создал мир всего за шесть дней. Растения появились на четвертый день творения, ры­бы, пресмыкающиеся и пти­цы – на пятый, а звери и пер­вый человек Адам – на шестой. Каким образом были созданы животные, Библия ничего не сообщает, а вот Адама Бог со­творил из праха земного, Еву чуть позднее – из адамова реб­ра. Первые люди с самого нача­ла стали размножаться, как и современные.

В других мифологиях мы встречаемся с более разнообразными способами возникно­вения и размножения живых су­ществ. Обычно, как и в природе, на начальных стадиях развития жизни размножение происхо­дило бесполым путем. Как пра­вило, некое первичное сущест­во становилось прародителем других богов и людей. Шумеры (самые древние жители Месо­потамии) считали праматерью всего сущего дочь Океана Намму, которая «произвела из себя» (бесполым путем) сына Ану и дочь Ки; они стали мужем и женой и заселили своими де­тьми Землю.

В египетской мифологии со­держится несколько сказаний о происхождении мира [3]. По одной из них, изначально су­ществовал бог Нун, олицетворя­ющий океан, омывающий землю со всех сторон. Потом из на­чальных вод появился в виде нильского гуся бог солнца Амон. Никем не сотворенный, он создал себя сам. Своей белиз­ной он прорезал извечную тьму, а своим гоготом нарушил без­молвие мира. Этот Великий го­готун снес яйцо, из которого вышел Ра (тоже бог солнца). По другой версии, Ра родился из цветка лотоса, выросшего на первозданном холме. «Заплакал младенец от радости, что обрел жизнь, и слезы его, касаясь хол­ма,   превращались в людей».

Но существует еще одна версия, согласно которой Ра породил людей путем самооплодотворе­ния (каким-то образом ему в рот попала его собственная сперма), т.е. оказался в роли гермафродита [4]. Как у Ра затем родились Осирис, Сет, Исида и некоторые другие боги, не яс­но. В этой истории мы встреча­емся с вечным существованием Нуна, самозарождением Амона, не совсем ясным способом рож­дения Ра, который бесполым пу­тем породил других богов. Пер­вый вариант появления людей можно трактовать как результат оплодотворения Земли слезами маленького Ра.

В индуистской мифологии также довольно много разных теогонических версий, все пе­ресказывать не станем, вспом­ним лишь одну из них. Сначала существовало Золотое яйцо, из которого вылупился бог Брахма. Оглядевшись вокруг, он увидел, что одинок во Вселен­ной, и ему стало страшно. Тогда он «силой своей мысли» поро­дил семерых сыновей, которые выходили из разных частей его тела: из глаз, из уст, из ноздрей, из правого уха, из левого уха и т.д. Перечислять всех этих бо­гов нет надобности, важно толь­ко, что из большого пальца пра­вой ноги вышел бог Дакша, а из большого пальца левой ноги – богиня Вирини. Дакша и Вирини стали супругами и продол­жили дело заселения Земли по­ловым путем [5].

В славянской мифологии прародитель всего сущего Род, подобно Брахме, зародился вну­три яйца, происхождение кото­рого не известно. Еще в яйце он родил Ладу (это его женская ипостась, матерь богов), а позд­нее – бога-кузнеца Сварога. Тот, в свою очередь, родил Небесную корову Земун. Тем временем из пены морской самозародилась Небесная уточка, которая без участия селезня (т.е. партеногенетическим или бесполым пу­тем) стала откладывать яйца, а из этих яиц выводились другие волшебные птицы и сирины (полуженщины-полуптицы).

Из искр, которые высек Сварог, ударив молотом по волшебному камню Алатырь, возникли бог огня Семаргл и бог ветра Стрибог. Сходным приемом Черный змей создал нечистых духов. Затем Сварог и Лада со­творили (а не родили) разных животных, а людей изготовили из камешков, которые бросали через плечо. Потом уже обыч­ным способом они произвели на свет Перуна.

Кроме того, в славянской ми­фологии упоминается Златопе­рая щука, поев которую Лада ро­дила трех дочерей: Лель (Лю­бовь), Живу (Жизнь) и Марену (Смерть); корова Земун, подли­завшая остатки, родила Белеса, а Мать-Сыра-Земля, на которую упали кости щуки, – Ярилу-Пахаря [6]. (Возможно, во всех этих случаях происходил парте­ногенез, спровоцированный ка­кими-то биологически активны­ми веществами, содержавшими­ся в теле Златоперой щуки).

В Древней Греции, судя по «Теогонии» Гесиода [7], стадия бесполого порождения живых существ была сравнительно короткой:   сначала   существовал Хаос, потом появились Гея (Земля), Тартар (Бездна) и бог любви Эрос. Затем Хаос поро­дил Никту (Ночь) и Эреба (веч­ный Мрак). Никта родила от Эреба бога сна Гипноса, бога смерти Танатоса, богиню спра­ведливой мести Немезиду и не­которых других богов. А Гея (Земля) сначала родила Урана (Небо), а потом под влиянием стихийной силы Эроса (Любви) вступила с Ураном, а затем с Тартаром в сексуальные отно­шения и родила еще многих бо­гов и мифозоев обоих полов. Бесполое размножение случа­лось и в более поздние эпохи мифологической истории древ­них греков. Так возникли вооруженные люди из посеянных в землю зубов убитого Кадмом дракона, хотя они вовсе не бы­ли похожи на своего родителя.

В Древней Греции существо­вали и другие космогонические мифы. Например, по преданию пеласгов (народа, населявшего Балканы до прихода туда элли­нов), сначала из Хаоса возникла Эвринома (богиня всего суще­го), которая отделила небо от моря и начала танцевать над волнами. Одновременно по­явился змей Офион (Северный ветер). Он обвил Эвриному и оплодотворил её. «Вот почему северный ветер, который зовет­ся также Бореем, оплодотворя­ет, вот почему кобылы, повора­чиваясь задом к этому ветру, рождают жеребят без помощи жеребца». После этого Эврино­ма снесла Мировое яйцо, из ко­торого появилось все на свете: солнце, звезды, земля, горы, ре­ки и живые существа, затем и семь планетных систем. Своим прародителем пеласги считали Офиона [8].

Хотя в мифологии считается нормой существование двух родителей у людей и животных, сексуальные отношения трактуются подчас весьма своеобраз­но. Так, бог-громовержец Перун ехал однажды по берегу Днепра, а на противоположном берегу находилась русалка Рось и пела песнь, в которой обещала наградить своей любовью того, кто переплывет реку. Перун попытался сделать это, но отец Роси Днепр (бог одноименной реки) воспрепятствовал этому. Тогда раздосадованный Перун пустил в Рось стрелу и попал в камень, за которым она спряталась. В результате в камне зародился бог солнца Дажьбог, родителя­ми которого считаются Перун и Рось.

Таким же совершенно не­обычным образом был зачат че­ловек-дракон Фуси, играющий важную роль в китайской мифо­логии. Его мать, гуляя на берегу озера, имела неосторожность наступить на следы какого-то неизвестного существа, в ре­зультате она забеременела и ро­дила Фуси. Потом выяснилось, что следы эти принадлежали Лэй-шэню – дракону с челове­ческой головой, который был признан отцом Фуси.

В отличие от реальной жиз­ни, в мифологии нередко происходит сближение животных, анатомически сильно отличающихся друг от друга, а потомст­во от подобных союзов бывает совершенно непредсказуемым.

Некоторые племена считали своим прародителем (тотемом) какое-нибудь животное или да­же химеру. Так, например, Ге­ракл не погнушался вступить в интимные отношения с Ехид­ной, которая выше пояса была красивой женщиной, а ниже – змеей; от них родился Скиф – прародитель племени скифов, которые считали себя потомка­ми некоей змееногой богини. Интересно, что та же Ехидна вместе с другим человекозмеем Тифоном (у него вместо ног и рук были пучки змей, а тело покрывали перья, поэтому Тифона часто изображали с птичьими крыльями) произвели на свет множество всяких чудовищ. Самые известные из них Немейский лев, Лернейская гидра (девятиголовая водяная змея), трехглавый пес Цербер, Сфинкс (крылатая львица с женской головой и грудью) и пресловутая Химера, у которой были три головы – львиная, козья и змеи­ная. У родителей этих чудовищ были наследственные задатки человека, птицы и змеи, а происхождение генов льва, собаки и козы остается генетической загадкой. Очевидно, мифология законам наследственности не подчиняется.

Любопытные сведения о раз­множении содержатся в средневековых бестиариях. Бесполым, видимо, следует считать размножение единорогов. Изобра­жения этого мифического животного встречаются на индий­ских печатях, относящихся к третьему тысячелетию до н.э., однако в существование едино­рогов люди верили вплоть до XVIIв. В древнерусских азбуков­никах сообщается, что едино­рог не имеет подруги и живет 532 года, после чего сбрасывает свой рог и мочится на его окро­вавленный «корень»; затем из рога образуется червяк, а из червяка развивается новый еди­норог [10].

А самка фантастической толстобрюхой и живородящей змеи-ехидны (не имеющей ни­какого отношения к древнегре­ческой Ехидне) во время спа­ривания откусывает самцу го­лову, в которой якобы содер­жится сперма. Завершившие внутриутробное развитие дете­ныши выходят из матери, про­грызая стенку её тела, и тем её убивают [11].

Причудливый способ раз­множения приписывало воображение средневековых людей василискам, которых изобража­ли в виде черного петуха с кры­льями летучей мыши и змеиным хвостом. Своим взглядом васи­лиски убивали людей и живот­ных, сжигали траву и раскалы­вали скалы. Лишенные самок, они спаривались друг с другом и откладывали яйца, которые должна была высиживать жаба. Из яиц вылуплялись обыкновен­ные цыплята, которые лишь по­зднее приобретали анатомичес­кие особенности взрослых ва­силисков. Возможно, василиски только по внешнему виду каза­лись петухами, а на самом деле были гермафродитами?

Интересно, что истинный гермафродитизм встречается в мифологии гораздо реже, чем в природе. Вспомним египет­ского бога Ра, который оплодо­творил себя, проглотив собст­венную сперму. Гермафродита­ми были африканские человекозмеи Номмо, которые стали прародителями обыкновенных людей [4]. Лучше всего известен древнегреческий Гермафро­дит – сын Гермеса и Афродиты, имя которого стало нарицатель­ным. Сначала он был обыкновенным юношей, но очень сек­сапильным (еще бы, ведь он сын богини   любви!),   в   которого страстно влюбилась нимфа Салмакида. Не встретив взаимнос­ти, она умолила богов навсегда слить её тело с телом Гермафро­дита. Но из-за того, что получившееся единое существо, как и прежде, называлось Гермафро­дитом, возникает сомнение, был ли он настоящим гермафроди­том в зоологическом смысле этого слова. Видимо, мужское начало в нем преобладало, а ка­кая-то часть Салмакиды имела вид второстепенного придатка. Тем более что Гермафродит ос­тался бесплодным – ни о каких его потомках в мифологии не упоминается.

Сходная история есть и в ки­тайской мифологии. Жили некогда брат и сестра, которые во­преки существующим обычаям поженились. В наказание их со­слали в горы, и там они умерли от голода и жажды. Пожалел не­счастных бог Юйцян и накрыл их тела травой бессмертия. Че­рез семь лет влюбленные ожили, но за это время их тела срос­лись и получилось существо с двумя головами, двумя парами рук и ног. В отличие от Гермаф­родита, это двуполое существо производило на свет детей тако­го же строения. Так возник це­лый род, получивший название «мэншуан» – сросшиеся [4].

В сочинении Платона (428– 348 гг. до н.э.) «Пир» [12], близком по духу к мифологии, один из пирующих рассказывает, что люди первоначально имели ша­ровидное тело и двойной набор всех органов – два лица, две па­ры рук, две пары ног и т.д., среди них кроме мужчин и женщин были и двуполые андрогины. Потом Зевс разрезал их вдоль таким образом, что получились современные люди с одним ли­цом, одной парой рук и одной парой ног. С тех пор получив­шиеся после разделения мужчи­ны и женщины жаждут воссое­динится со своей бывшей поло­виной. Те из них, которые про­изошли от андрогинов, тяготе­ют к лицам противоположного пола, а происшедшие от одно­полых особей склонны к гомо­сексуализму.

Как ни странно, идею Плато­на, освобожденную от второстепенных подробностей, разделя­ют и некоторые более поздние богословы. По их мнению, гер­мафродитизм – идеальное, так сказать, самодостаточное со­стояние. В трактатах, толкую­щих Библию и Талмуд, иногда говорится, что Адам и Ева были сначала единым существом, а потом Господь разделил их ударом топора [13]. Такой же смысл приписывается библей­ской легенде о создании Евы из ребра Адама. А взаимное влече­ние полов трактуется как стрем­ление к совершенству. Не ясно только, почему Бог, создав чело­века совершенным, низвел за­тем людей до уровня раздельно­полых животных.

В то же время среди мифозоев есть немало таких, вся популяция которых состоит из осо­бей одного пола. Таковы циклопы, кентавры, сатиры, тритоны, гиппокампы, русалки и др., но об их размножении известно мало. Н.Н. Кондаков изобразил развитие русалок из икринок, похожих на лягушачьи [14]. Поскольку икра – это яйца, т.е. по­ловые клетки, можно подумать, что мы имеем дело с партеноге­незом,   но   существует   также предположение, что супругами русалок были водяные – суще­ства вполне антропоморфные. Если так, то можно говорить о резко выраженном половом диморфизме.

Более определенны сведе­ния о размножении кентавров. Первый Кентавр был сыном Иксиона (человека) и богини об­лаков Нефелы. Спариваясь с ко­былицами, он породил целое племя кентавров, которые ста­ли покушаться на женщин, из-за чего возникла война с лапифами, закончившаяся истреб­лением кентавров. Нечто по­добное могло происходить и у тритонов. Первый Тритон был сыном Посейдона и Амфи­триты, потом сексуальными по­другами тритонов могли стать наяды. Что касается одноглазых великанов циклопов (сыновей Урана и Геи, одолевших тита­нов), то можно предположить, что они появились в результате каких-то пороков развития. Ведь и у современных позво­ночных животных, и людей иногда встречается похожее врожденное уродство (циклопия), возникающее вследствие нарушения эмбрионального развития (выпадения нормаль­ного разделения зрительного зачатка). Однако подобное объ­яснение неприложимо к кента­врам, тритонам и другим химе­рам, так как никакие наруше­ния развития не могут привес­ти к возникновению у зароды­ша органов другого вида жи­вотных.

Мифология мало внимания уделяла индивидуальному развитию своих персонажей. Опи­санные в мифологии случаи метаморфоза к этому не имеют никакого отношения, так как не входят в программу нормально­го развития, а вызваны чисто внешними причинами – вме­шательством богов или колдов­ством. Есть некоторые сведения только о развитии китайских драконов. В частности извест­но, что у них (как и у василис­ков) крылья появляются на до­вольно поздних стадиях пост­эмбрионального развития – совсем как у насекомых. (Воз­можно, на эти представления повлияли те сведения о метаморфозе насекомых, которыми располагали китайцы, с глубо­кой древности занимающиеся шелководством.)

В заключение несколько слов о смерти мифологических персонажей. В природе рожде­ние и смерть изначально сосу­ществуют, а в мифологии сначала происходили только рожде­ния, так как главной задачей бы­ло заселение Земли живыми су­ществами. Если мифозои и по­гибают, то всегда насильствен­ной смертью. Естественная смерть (от старости) – удел лю­дей и обыкновенных животных. Согласно  индийской  легенде, сначала люди, как боги, были бессмертными, но они так раз­множились, что Земле стало трудно нести такую тяжесть, и она пожаловалась на это Брах­ме, и тот создал Смерть. Однако для мифозоев она не страшна, поскольку иногда возможно и воскрешение из мертвых.


Литература

1.   Иванова-Казас О.М. Страна Мифляндия, или Типы симметрии у Mythozoa // Природа. 2002. №4.

2.   Иванова-Казас О.М. Страна Мифляндия. Полимеризация органов у Mythozoa // Химия и жизнь. 2003-№7-8.

3.   Немировский АЛ. Мифы древности. Древний Восток. М., 2001.

4.   Мифы народов мира. T.1. М., 1987.

5.   Темкин Э.М., Эрман.В.Т. Мифы Древней Индии. М., 1982.

6.   Бус Кресень (Асов А.И.). Русские веды. М., 1992.

7.   Iecuod. Теогония. СПб., 1995.

8.   Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992.

9.   Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1987.

10. Белова О.Б. Сексуальные мотивы в древнерусских сказаниях о животных.

11. Юрченко A.Г. Александрийский физиолог. СПб., 2001.

12. Платон. Пир. СПб., 1992.

13. Элиаде М. Мефистофель и Андрогин.

14. Кондаков Н.Н. Реликтовый эндемик // Наука и жизнь. 1982. №4.

 




www.etheroneph.com