Консонанс и диссонанс
Статья из журнала "Аполлон", №1 за 1911 год. Из этого журнала вроде пока ничего не выкладывал. Журнал посвящён вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы. Издавался с 1909 по 1917 в Санкт-Петербурге. Закрыт из-за публикации ряда антисоветских статей. Автор данной статьи - Борис Шлёцер - музыкальный критик.
Вперед к природе
Интервью с Хансом-Йоахимом Шлегелем, доктором искусствоведения (г.Берлин, Германия). Нашёл в doc-овском файле на жестком диске. Откуда качал уже не помню, выкладываю как есть. Упомянаются деятели отечесвтенной культуры - Эйзенштейн, Тарковский и даже Авраамов! Интервью брала Н.Беркова.
Ханс-Йоахим Шлегель – автор многочисленных статей и книг, среди которых "Подрывная камера: Другая действительность в документальном кино стран реального социализма" (Констанц, UdV, 1999, на немецком языке), вышедшая в 2003 г. на чешском языке (Прага, Мала скала). В переводе на русский язык увидела свет серия его статей в журнале "Киноведческие записки" (членом консультативного совета которого он является). Д-р Шлегель – член Европейской киноакадемии, Международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ и Союза экуменической киноработы ИНТЕРФИЛЬМ.
Д-р Шлегель, свободно владеющий почти всеми славянскими языками, убежден, что кинопроцессы нельзя понимать и правильно анализировать вне культурного, духовного и общественного контекста каждой отдельно взятой страны, ибо только таким образом выясняется диалектика специфических и для всего мира действительно "вечных законов" киновоздействия.
Константин Васильев и музыка
Да, да, тот самый Васильев, художник. Думаете, какая связь с музыкой? Удивлены? Я тоже был очень удивлён, когда читал про Васильева-музыканта, да не просто музыканта, а... В общем, читайте статью... :-)
Информация взята из книги-альбома "Художник по зову сердца". Автор текста: Анатолий Доронин.
В один из визитов к другу Шорников застал Костю за работой над большим, в несколько квадратных метров полотном. Олег сразу догадался, что это та самая работа, идеей создания которой Константин недавно поделился с ним. Называться она должна была "Largo" - по наименованию взволновавшей художника третьей части Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича. Но Олег хорошо знал и то, что Васильев был чрезвычайно требователен к себе и никому не показывал незавершенную работу – даже родной матери. Однако наэлектризованный желанием поскорее увидеть картину Шорников вдруг проникновенно посмотрел в глаза другу и попросил:
- Покажи, Костя...
Васильев удивленно вскинул брови, встал, походил по комнате. Потом решительно подошел к картине и, слегка сдвинув полотно, приоткрыл краешек работы...
Поющая радуга
Статья из книги Д.М.Комского и А.Б.Гордина "Увлекательная кибернетика", 1969 г.
Главу с подробным описанием схемы цветомузыкальной установки "Радуга-2" выкладывать не стал - всё равно никто делать не будет :-) Кстати, в наши дни что-то тема светомузыки/цветомузыки заглохла, по крайней мере на просторах Сети я ничего особо интересного не находил.
Чувство цвета является популярнейшей формой эстетического чувства вообще. (К. Маркс)
Так как звук и свет в сущности сводятся к движению, то у них должно быть много общих свойств. (В. Г. Короленко)
Две статьи о русской авангардной музыке
Информацию нашёл в доковском файле. Откуда его скачал уже не помню. Автор статей - В.А.Ишмеева из Астраханской государственной консерватории (Академии).
Четвертитоновая музыка как отражение категорий "мыслимое" и "звучащее" в творчестве 1910-х годов Н.Кульбина и А.Лурье.
Настоящая статья посвящена проблеме четвертитоновой музыки в теоретических публикациях Н.И. Кульбина и музыкальном творчестве А. Лурье, которая рассматривается автором с позиции отражения категорий "мыслимое" и "звучащее". В частности, основу "мыслимого" у Кульбина составило теоретическое обоснование четвертей тонов, "звучащее" — практическое осуществление идеи четвертитоновой музыки, которое рассматривалось Кульбиным с точки зрения записи, исполнения и слушания. В творчестве А. С. Лурье "мыслимое" явилось отражением образного содержания четвертитонового сочинения, "звучащее" нашло свое воплощение в нотации высшего хроматизма.
Музыкальная герменевтика
Попытка формализовать практически абсолютно неформализованный вид искусства – музыку. Эта одна из работ психофизического отделения ГАХНа, в котором проводились самые интересные исследования.
Источник: журнал "Искусство" (1927 г.), автор статьи: С. Беляева-Экземплярская.
Под музыкальной герменевтикой разумеют теоретическую дисциплину, стремящуюся установить смысл и содержание, заключенные в музыкальных формах. Герменевтика нашего времени находит своих предшественников, не говоря об античности, в писателях и теоретиках Ренессанса, особенно в авторах XVIII столетия —Матисоне, Генихене, Квантце и других. Современная попытка построить музыкальную герменевтику вначале непосредственно примыкала к воззрениям XVIII столетия и ставила себе целью лишь возродить учение той эпохи об аффектах.
Интервью с А.П.Петровым
Интервью с известным композитором А.П.Петровым (1930-2006) из журнала "Ровесник", №6 за 1984 год. В оригинале называется "Музыка разная, критерий один". Интересно мнение советского композитора о рок-музыке в советское время.
Андрей Павлович, недавно вы выступали по радиостанции "Юность" и на вопрос "Могли бы вы работать в жанре рок-музыки?" ответили, что не можете этого! Мне показался ответ странным: если верно помню, то первая рок-мелодия, прозвучавшая в советском фильме, а это был "Человек-амфибия", написана именно вами...
Ну, это скорее битовая песня... Вообще же, когда я отвечал на вопрос, то имел в виду всех нас, композиторов-профессионалов, консерваторцев... Дело в том, что до появления джаза и рока любой композитор мог достаточно уверенно работать в жанре легкой музыки. Что раньше считалось "лёгкой музыкой"? Вальс, оперетта, танго, эстрадная песня и так далее... Всё это могли сочинять и профессиональные композиторы, работающие обычно в "серьёзных" жанрах. Но уже джаз принёс иную творческую манеру, иную форму, с особой техникой. Суть джаза, его природа очень отличается от классической музыки. Поэтому далеко не все композиторы, которые работали в "серьёзной" музыке, могли сделать что-то в джазовом стиле... Ну а мир рок-музыки отличается от мира музыки классической ещё сильнее — ведь у рока своя эстетика, своя техника, свой "набор инструментов" и свои правила. И даже самые блестящие композиторы-профессионалы не могут свободно обращаться к этому жанру и успешно в нем работать, без специального изучения его специфики.
Настроение и музыка
Нашёл совершенно замечательный журнал klodonis.livejournal.com! Автор журнала - философ, интересующийся музыкой вообще и музыкальным авангардом в частности. А самое главное - пишет отличные статьи на эту тему. Вот одна из них.
I
Настроенность является неотъемлемой характеристикой психической жизни человека. Настроение задает особую тональность всякого сознательного опыта. Как особый психический феномен настроение характеризуется простотой, тотальностью и непредметностью — именно поэтому оно способно вместить в себя целый мир (1). Когда мы нам радостно, то все, что мы видим, только акцентирует нашу радость. Если же нам грустно — все, с чем бы ни встречались, окрашивается в печальные тона. Настроение окрашивает целый мир и одновременно — охватывает все человеческое существо. Как об этом хорошо писал Г. Райл, быть настроенным на что-либо одновременно означает не быть настроенным на все остальное (2) .
Музыка: расширение восприятия
В старых цифровых архивах откопал данный текст. Скачал я его ещё во время своего недолгого знакомства с ФидоНет'ом (конец 90-х) и тогда текст этот действительно немного расширил моё восприятие музыки ;-)
Автор: Евгений Ростовцев.
Музыка представляет собой жанр искусства, где материалом выступают объекты, способные издавать различные звуки. В качестве основной характеристики музыкального произведения сегодня большинство считает мелодию и последовательность тональностей. Это, естественно, ограничивает диапазон возможностей в создании полноценного музыкального произведения. Сначала я рассмотрю основные причины, которые привели к такому однобокому подходу к музыке, а потом попытаюсь показать основные направления для преодоления данного ограничения и проиллюстрировать их примерами.
Н.И. Кульбин «Свободная музыка»
Николай Иванович Кульбин – активный деятель творческого андеграунда начала 20 века. Коснусь вкратце его крайне насыщенной биографии. Все подробности, кому интересно, могут найти в Интернете. И, естественно, привожу его работу «Свободная музыка» - своего рода манифест, написанный в 1909 году и перекликающийся с идеями из «Искусства шумов» Руссоло, появившимся несколько лет спустя.
Информацию брал из нескольких интернет-статей.
Николай Иванович Кульбин (1868-1917) родился в Гельсингфорсе (Хельсинки). В 1895 году защитил диссертацию на степень доктора медицины, в 1905-1917 служил приват-доцентом Военно-медицинской академии в Петербурге и имел высокий генеральский чин действительного статского советника. Параллельно со службой Кульбин принимал активное участие в художественной жизни Петербурга. Талантливый художник-футурист, не имевший специального художественного образования, убежденный пропагандист нового искусства Кульбин стал одним из лидеров петербургского авангарда конца 1900-х - 1910-х годов.
Еще статьи...
- Л.Руссоло «Искусство шумов»
- Симфония гудков
- Приключения Реварсавра
- О непрерывности музыки
- Музыка и специфика русского ритуала
- В.Ф.Одоевский «Опыт о музыкальном языке»
- Интервью с Aphex Twin
- А.В. Луначарский «Новая книга о музыке»
- Смерть и погребение в музыке
- А.М. Авраамов «У истоков великой проблемы»