Физика и музыка 3/4

Первая часть

Вторая часть

КОМПОЗИТОР КАК ЖИВОПИСЕЦ

Январь 1960 года...

Надо идти по Арбату, за театром Вахтангова свернуть в переулок, разыскать дом 11. На стене вывеска: «Музей Скрябина». Объявление о часах работы заканчивается фразой: «выходной день – среда». Сегодня среда. Но из окон второго этажа слышатся приглушенные звуки.

Вхожу в парадное. Звоню. Сотрудник музея ведёт меня по небогатой квартире великого композитора. Столовая, гостиная. Сверкают полированной чернью два рояля. Дверь, ещё дверь – и... Могучий аккорд заставляет замереть! Звуки слились неразделимо. Они какие-то странные, ни на что не похожие. Они ширятся, заполняют всё, крепчают – и вдруг неуловимо меняются. Аккорд светлеет, искрится, затихает. И гаснет. И тут же, следом за ним, раздаётся звонкий, рассыпающийся на тысячи брызг, удар.

Подробнее: Физика и музыка 3/4

 

Физика и музыка 2/4

Е. А. Шолпо

Читать первую часть

МЕЧТА ДОКТОРА ШОЛПО

Необычная лекция

Это было лет двадцать тому назад. На кафедру Московского университетского лектория поднялся высокий, чуть сутулящийся человек с насмешливыми проницательными глазами. Он начал рассказывать о своём удивительном изобретении – рисованном звуке.

Лектор говорил на редкость едко, с сарказмом, словно отвечая на возражения невидимых спорщиков. Он убеждал слушателей в перспективности своих неожиданных и смелых идей. Рисованный звук, – говорил он, – это неисчерпаемое многообразие музыкальных тембров, это недоступная никакому виртуозу техника исполнения музыки, это освобождение композитора от услуг оркестрантов – он сразу может создавать звучащее произведение!

Подробнее: Физика и музыка 2/4

 

Физика и музыка 1/4

В №3 журнала «Знание – сила» за 1960 год была большая статья «Физика и музыка», посвящённая синтетическому звуку и первым отечественным электронным музыкальным инструментам. Это самая подробная тематическая статья, которая мне встречалась в отечественной (в смысле, советской) прессе. Разбил на три части + одна часть с врезками.


Физика и музыка! На первый взгляд речь идёт о противоположных полюсах человеческой деятельности. Но как увидит читатель, поиски новых путей в музыкальном искусстве и смелое новаторство в науке сливаются в единый поток живого и радостного творчества. В литературных заметках «Физика и музыка» мы читаем о Бахе и полупроводниках, о натуральных ладах, о машине, способной синтезировать изумительные по красоте созвучия. Этой подборкой статей и очерков мы открываем новый раздел журнала – «Союз науки и культуры». Подборка начинается статьёй «Палитра новых звуков». Здесь же вмонтированы врезки «Уникальная коллекция» и «Музыкальные лестницы». Далее следует читать врезку «От добра – добро», а затем очерки «Мечта доктора Шолпо», «Композитор как живописец» и врезку «Машины сочиняют». Заметка «Уникальная коллекция» написана В. Внуковской, автор статьи «Машины сочиняют» – Ю. Петровский, остальные материалы подготовил Г. Анфилов.

Подробнее: Физика и музыка 1/4

 

Союз недружественных муз?

«Техника – молодёжи», №6, 1991 год. Автор: Лев Мельников, кандидат искусствоведения.

Североамериканский город Бостон. В кинотеатре с аншлагом идёт премьера. На экране – новая работа Уолта Диснея, признанного короля мультипликации. Фильм называется «Фантазия» и необычен даже для именитого мастера. Это гвоздь сезона, новинка, только-только вошедшая в моду, – «цветомузыка». Начинается сеанс, зал – весь внимание, динамика цвета и звука нарастает. «И вдруг, свидетельствует очевидец, – по всему экрану заметались маленькие белые овалы. Весь кинотеатр разразился хохотом. Многие кричали: «Летающие тарелки!..»

Подробнее: Союз недружественных муз?

 

А. В. Луначарский «Музыка и революция»

Источник: А. В. Луначарский «Вопросы социологии музыки», ГАХН, 1927 год

Предисловие.

Искусствоведение в последнее время привлекает довольно значительное внимание и достигло заметных успехов. Под искусствоведением я понимаю марксистское искусствове­дение, единственное, которое действительно может пролить свет на все искусствоведческие вопросы. Рост марксист­ского искусствоведения объясняется тем, что марксистская мысль, излагая идеологические надстройки в их особенностях, не может миновать и искусство – чрезвычайно яркое, мно­гообразное, волнующее отражение классовой борьбы в обще­стве. Само по себе искусство есть такой изумительный доку­мент человеческих идейных и эмоциональных переживаний, что историку и социологу невозможно не пользоваться им. Между тем, пользование художественным материалом, как живым отражением общественной жизни, представляет собою операцию весьма тонкую.

Подробнее: А. В. Луначарский «Музыка и революция»

 

Создаём дискоклуб

Источник: журнал «Техника – молодёжи», №3, 1980 год.

В беседе с нашим корреспондентом В. Орловым научный сотрудник Всесоюзного института технической эстетики Леонид Переверзев оценивает перспективы одной из форм работы самодеятельных любительских объединений молодёжи.

– Леонид Борисович, наш журнал не раз писал о молодёжных коллективах, работающих в области цветомузыки. В последние годы их число заметно увеличилось в связи с появлением во многих городах страны дискоклубов. Их деятельность базируется на широком применении технических средств и в то же время связана с пропагандой различных видов искусства. Вам, автору, книги «Кибернетика и искусство», безусловно, близки заботы организаторов дискоклубов. В чём, по вашему мнению, состоят характерные черты творческой активности этих любительских объединений?

Подробнее: Создаём дискоклуб

 

У цветовых истоков музыки

«Техника – молодёжи», №7, 1969 год. Автор: В.Орлов

ДОН КИХОТЫ ОТ МАТЕМАТИКИ

«Явление, предлагаемое вашему вниманию, есть попытка создать синтез музыки и движущихся цветовых форм. Цветовые композиции к музыке сочиняются, а затем исполняются с помощью клавишного инструмента. Между ним и звуковоспроизводящим устройством никакой связи нет. Движением цветовых форм, их яркостью управляет сидящий за пультом колорист, который эмоционально воспринимает музыку и передаёт своё представление о ней в виде цветодинамических композиций на экране».

Подробнее: У цветовых истоков музыки

 

Производственная музыка

НАШИ СОЮЗНИКИ ЦВЕТ И ЗВУК

Источник: «Смена», №7, 1961 год.

Лекторы: журналист Юрий Новиков и главный конструктор Института автоматики и телемеханики Академии наук СССР Константин Леонтьев.

Первое слово предоставляется Юрию Новикову.

Не так давно мне довелось побывать на Таганрогском комбайновом заводе. Признаюсь, этот гигант сельскохозяйственного машиностроения внешне произвёл на меня не очень благоприятное впечатление. Территория его была не благоустроена, в помещениях неуютно, серо. И вдруг...

Я зашёл в один из цехов и, поражённый, остановился. Обычный корпус с паутиной металлических переплётов вверху, железобетонными колоннами, рядами станков. Но чьи-то заботливые руки придали ему нарядность. Стекла оконных проёмов и световых фонарей сверкали небесной голубизной. На полу – ни соринки. Между станками у колонн – цветы. Масса цветов – пышных, с высокой, сочной зеленью.

Подробнее: Производственная музыка

 

Algiz «Влияние музыки на психику человека»

Автор: Анастасия Algiz Фёдорова, специально для сайта «Противодействие энтропии».

 

«Каждый человек проживает свою собственную музыку жизни»

Декер-Фойгт Г.Г.

Музыка – это та сила, которая незримой вибрацией забирается в самые глубины души, воздействуя на внутреннюю суть человека, способная изменить настроение, подтолкнуть к принятию решения, и даже имеет способность исцелять. Музыка подобна взмаху крыльев бабочки. Но почему человек столь сильно подвержен такому инспирированию? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Подробнее: Algiz «Влияние музыки на психику человека»

 

Algiz «Музыка и религия»

Древнеегипетские музыканты и танцоры

Автор: Анастасия Algiz Фёдорова. Специально для сайта «Противодействие энтропии».

«Свобода есть природа души, и для души вся трагедия жизни состоит в отсутствии этой свободы, которая присуща её изначальной природе»

Хафиз

Вопрос о взаимосвязи музыки и религии всё ещё обращает на себя внимание исследователей. В религиозных трактатах нередко звучат утверждения, будто религия имплицировала музыку и песенное искусство. Подобного мнения придерживается и профессор Металлов, «музыка и пение во все времена составляли самую существенную принадлежность религиозного культа» [1].

Подробнее: Algiz «Музыка и религия»

 

Facebook

ВКонтакте