Мои музыкальные проекты

 

   Ищу дистрибьюторов для распространения CD  

 

Рельефный звук

Статья из журнала "Техника-молодёжи" №2 за 1937 год. В ней рассказывается об эксперименте по т.н. "концертному звуку", поднимается проблема объёмного звука и стереозвука.

В работе по объёмному звуку участвовал дирижер Леопольд Стоковский.


В этот вечер в вашингтонский Конституционный зал собралась вся музыкальная "знать" Америки. Было отчего волноваться: директор знаменитого филадельфийского симфонического оркестра доктор Леопольд Стоковский обещал преподнести своим слушателям нечто необычайное.

Публика заняла места, зал погрузился в мрак. В наступившей тишине прошипел занавес. Несколько минут оркестранты проверяли и подстраивали свои инструменты. Справа осторожно бубнили барабаны, из центра доносились характерные двойные звуки скрипок, левее за ними урчали контрабасы... Потом стукнула о пульт дирижерская палочка, на минуту всё смолкло, и вот со сцены хлынули в зал мощные звуки оркестра.

Подробнее: Рельефный звук

 

Музыкальные смычковые инструменты древнего Новгорода

Статья Б.А. Колчина из сборника "Славяне и Русь", 1968 год.


В современном оркестре ведущее положение занимают смычковые инструменты. Их предки появились в конце I тысячелетия н. э. Прародиной смычковых инструментов, дающих непрерывный скользящий звук со всеми полутонами, вероятнее всего, является Средняя Азия. В XI в. смычковые инструменты проникают в Европу и довольно быстро распространяются по всему континенту. В это время они уже известны в Испании, Франции, Италии, Англии. С проникновением их в Европу в инструментальной музыке происходят значительные изменения. Гетерофонная музыка, господствовавшая в раннем средневековье и ограниченная отдельными тонами или звуками, становилась благодаря смычковым инструментам более певучей и мелодичной. К концу эпохи Возрождения в музыке утверждается уже мелодический (гомофонный) стиль.

Подробнее: Музыкальные смычковые инструменты древнего Новгорода

 

Двойная сирена - первый генератор звука

Про древние приборы по исследованию звука я уже писал. Здесь про анализатор, а здесь про синтезатор. Пришло время поговорить о генераторе.

В любой науке учёные стремятся выделить некую малую часть исследуемого вещества, процесса или явления. Так и в акустике. В стародавние времена, первые исследователи звука тоже поставили себе задачу по выделению некой "единицы звучания". В теории-то всё было уже понятно, благодаря Фурье – т.е. было известно, что любой звук математически запросто раскладывается на составляющие синусоиды разной частоты и амплитуды. А вот получить эту элементарную синусоиду, т.е. чистый тон, на практике оказалось делом весьма непростым. Учитывая то, что электрических генераторов тогда не было.

Подробнее: Двойная сирена - первый генератор звука

 

Большевики записывают поезд

Статья из журнала "Смена" №3 за 1932 год о начале звукового кино, точнее об озвучке и звуковых эффектах. В статье идёт речь о том как всё это начиналось – ведь надо было подобрать звуки, идентичные оригинальным. Были свои наработки и методики.


Во всех кинотеатрах шел "Броненосец Потёмкин". Машинное отделение броненосца молчало. Офицеры бесшумно летели за борг. Матюшенко кричал, по его голоса не было слышно. Был немой период советского кино. Тридцатый, начало тридцать первого года были ознаменованы производством первых звуковых картин. Открылись первые звуковые кинотеатры. Кино получило голос.

Подробнее: Большевики записывают поезд

 

Гидравлис

Статья про совсем уж древние времена, о прародителе органов - гидравлисе. За основу я взял главу из книги Питера Джеймса и Ника Торпа "Древние изобретения" (Минск, 1997 год), немного дополнил информацией из Интернета и добавил картинки.

Кстати, органная труба даёт довольно чистый тон, слабо обогащённый гармониками. Гельмгольц в своём фундаментальном труде "Ощущения тона" (Sensations of tone), исследовал звук духового органа и подверг его сперктральному анализу.


Во времена правления Птолемеев Александрия оставалась непревзойденным центром образования и после завоевания ее римлянами в 31 г. до н. э. продолжала оставаться "университетом Средиземноморья". На плодородной интеллектуальной почве Александрии взошло несколько гигантов древнего инженерного искусства.

Подробнее: Гидравлис

 

Стереофония

Статья по акустике из журнала "Наука и жизнь" №10 за 1939 год, в которой рассказывается об особенностях передачи музыки на расстоянии (те же вопросы возникнут позже при звукозаписи) - реверберация, неравномерность распространения звуковых волн в помещении, различия в мощности звучания музыкальных инструментов и т.п.


Художественное вещание завоевало себе прочное место в советском быту. Передача музыки и живого слова на огромные расстояния уже давно перестала казаться чудом. А когда чудо становится обыденностью, начинаются "мелкие придирки". Раньше радиослушателя привлекала сама возможность услышать артиста, исполняющего свой номер в каком-нибудь далеком городе. Теперь его в первую очередь интересуют качество и натуральность передачи.

Подробнее: Стереофония

 

Звукоулавливатели

Думаю, многие видели в Интернете фотографии странных людей с забавными "ушами". Нашёл в журнале "Радиофронт" (№15 за 1931 год) статью про эти самые "уши".

Фоток в статье почти не было, так что понадёргал из Сети. Единственное, что осталось непонятным. На этих фотках, как я понял, солдаты голландской армии. А РККА такие приборы использовала или нет? Статья ответа не даёт.

Да, возможно про звукосинтез и музыку здесь речи нет, да и статья больше по акустике, но всё равно интересная тема.


Мировая война послужила сильнейшим толчком к развитию целого ряда новых областей военной техники, в том числе военной акустике и звукометрии. Широкое распространение, которое получили в мировую войну артиллерия и военная авиация, заставили военных техников обратиться к акустике, как методу определения местонахождения артиллерии и пути движения самолётов. Помимо того, акустические методы нашли применение в вопросах измерения глубин, обнаружения препятствий, и, наконец, как средство связи между подводными судами.

Подробнее: Звукоулавливатели

 

Золотой Дионис (Denis d'or) – первый электроакустический инструмент

О Золотом Дионисе практически нет информации. В смысле, не только в Интернете нет, а вообще нет, не сохранилось. Вся информация, которую можно было найти в сети, помещена в англоязычной Википедии. Выкладываю мой вольный перевод этой статьи и несколько вопросов для размышления.

Подробнее: Золотой Дионис (Denis d'or) – первый электроакустический инструмент

 

Энгармонический клавесин В.Ф. Одоевского

Не без труда нашёл описание энгармонического клавесина В.Ф. Одоевского в альманахе "Историко-математические исследования" №39 за 1999 год. В статье помимо описания изобретения, рассказывается о том, что именно натолкнуло Одоевского на эту идею расширения классической музыкальной палитры, а так же дан небольшой экскурс в древнерусскую музыку.

Полное название статьи: "Математическая теория темперации. Князь Владимир Фёдорович Одоевский и его энгармонический клавесин". Автор: Д.А.Баюк.

Подробнее: Энгармонический клавесин В.Ф. Одоевского

 

Intonarumori / Интонарумори

После написания манифеста "Искусство Шумов", у Руссоло появилось естественное желание воплотить теоретические идеи на практике. Что бы реализовать это в "железе", в 1913 году Руссоло изобрёл семейство музыкальных инструментов, имеющих общее название Intonarumori, что можно вольно перевести как "шумогенераторы".

Подробнее: Intonarumori / Интонарумори

 

Facebook

ВКонтакте